18 ноября удивительному петербургскому музею исполняется год.


Открытие Музея Петербургских ангелов состоялось 18 ноября 2021 года. Все было по-настоящему, с перерезанием ленточки, приглашением гостей, СМИ, депутатов. Событие получилось неожиданно громким, резонансным, об открытии частного музея писали центральные газеты, сюжеты мелькали на ведущих телеканалах, и мгновенно заработало сарафанное радио.

Год существования музея — вроде небольшой срок. Но судя по интенсивности событий, которые происходят, мы, скорее всего, уже преодолели подростковый возраст. Недавний приход известных петербургских поэтов в музейное пространство с намерением читать там стихи на животрепещущие темы подтверждают наше взросление и даже роль в формировании общественного мнения, рождении и осмыслении каких-то социальных процессов.

И все же, что такого необычного в нашем музее, расположившемся на 46 метрах квартиры, в которой успели очень мало пожить и поработать супруги-художники? Роман Шустров жил здесь полгода, Мария Касьяненко – полтора. 

А необычное в том, что тут разыгралась настоящая человеческая драма, которая претендует на рождение городской легенды. История любви и смерти, история о невозможности жить друг без друга. 

С Романом Шустровым, автором Петербургского ангела в Измайловском саду на Фонтанке, и его женой, художником Марией Касьяненко я дружила не так долго — несколько лет. Но так случилось, что это сближение, произошедшее зимой 2017 года, сыграло огромную роль и в моей судьбе. По сути, Роман и Мария стали моей второй семьей — это когда не можешь ни дня прожить без общения, без приветствия, без тёплых виртуальных, а лучше реальных объятий. Во время посиделок в их мастерской на Английском проспекте, в Доме-Сказке, где посетителей окружали невероятные кукольные скульптуры Романа, несущие иронию и фантазию, и милые образы, которые придумывала и воплощала в папье-маше Мария, мы вели долгие разговоры о смысле жизни, обсуждали творческие проекты и выставки. С подачи Романа стали проходить «тыквенные среды» в моем доме, который превратился в салон для встреч поэтов, художников, музыкантов и их почитателей. А ещё были совместные поездки, походы в музеи и галереи, отдых на зелёных лужайках Новой Голландии, прогулки на Матисов остров, который Рома мечтал превратить в Город Мастеров. 

И вот жизнь Романа и Марии обрывается. В мае 2020-го, заболев ковидом, в возрасте 60 лет покидает этот мир Роман. Через год, в апреле 2021-го, из-за невыносимости жизни без Романа уходит Маша в ее 35 лет.

Мы, близкие друзья, разбитые горем, оглушённые потерями, остаёмся в растерянности: а что же дальше? 

В качестве спасательного круга у мамы Маши, искусствоведа Ольги Шустровой (она жена брата Романа – Александра Шустрова, который первым в этой семье ушёл от ковида в апреле 2020-го), возникает идея создать в доме-мастерской музей памяти художников. 

Благородная задача. Но как ее осуществить? Для начала мы с моей подругой Людмилой Осокиной просто на автомате стали ходить в квартиру-мастерскую и расчищать пространство, заваленное коробками после переезда, материалами, досками, предметами быта, что-то раздавать художникам, что-то пытаться продать, систематизировать, разобрать по разделам творчества. 

В этой работе были спасение и слабая, но надежда на продолжение истории хотя бы в том, чтобы произведения художников могли видеть люди, поклонники кукольной скульптуры. Разбирая вещи, мы с удивлением обнаружили работы Марии, которые она никому не показывала: серия из 32 карандашных цветных рисунков – совершенно прелестные, полные щемящей грусти.

Музей – он всегда о прошлом, но тем не менее он и о настоящем, нам не хотелось останавливаться на чем-то застывшем, утратившем движение. И потому работы поехали на выставки – в библиотеку, в гимназию, в галерею Молодежного центра, даже в другой город. 

В музей потянулись музыканты и поэты. Возникло даже такое слово – «музейник» – по типу квартирника. И вот как поэт Андрей Полонский написал о таком недавнем нашем музейнике: «С 24 февраля это было для меня первое дело такого рода, которое имело смысл. Предыдущие читки в других местах хоть и были по-своему хороши, но здесь что-то сразу пошло совсем по-другому». 

Понятно, почему все в этом месте так магически сильно. Рома творил постоянно, даже когда готовил яичницу для гостей, а он очень любил угощать (мы в музее сохранили эту традицию). А Маня была всегда как натянутая струна, тонко улавливавшая все сигналы мира об искусстве, красоте, поэзии – она очень любила слушать стихи. И это настроение продолжает звенеть в воздухе. Здесь живет ощущение дома, который создали художники, а мы это дальше несём, бережём. Ибо любим тех, кто здесь жил, и любовь эта никуда не уходит, она будто, наоборот, ширится, вовлекает в свою орбиту других.

В отличие от государственных музеев общение с музейными экспонатами у нас происходит неформально: можно подержать какую-то работу в руках, сфотографироваться с ней, что-то переставить, а на мастер-классе взять за основу произведения художников и даже использовать те материалы, которые найдутся в запасниках мастерской – краски, кисти, ткани, кружева, нитки. Наш музей – это место, где происходит общение на равных, здесь человек равен музею.

Наш музей – это дом, где живут ангелы. Не только скульптуры и поделки ангелов. Здесь ангелы – его бывшие хозяева. Да и все, кто с их произведениями соприкасается, тоже становятся немного ангелами. Заразительная вещь.

***

18 ноября. 16.00. Первая годовщина частного Музея Петербургских ангелов и открытие новой экспозиции (пр. Римского-Корсакова, 93, кв. 26, код на воротах *1453#, на двери подъезда 358 одновременно).

Гостям расскажут о выставках, которые прошли за минувший год, о ближайших планах музея, будет представлена новая экспозиция работ Романа Шустрова, которыми поделились частные коллекционеры Александр Левин и Николай Сердечный.

Контакты для СМИ: 8 (904) 635 52 40 – Елена Добрякова eldobryakova@gmail.com