Татьяна воспитывает дочь, работает на двух работах, три кредита. Коллекторы угрожали похитить ребенка, писали в соцсетях друзьям.

Мария – мать двоих детей, работала поваром в больнице, взяла несколько кредитов, но не рассчитала свои силы. Коллекторы звонили с угрозами, обещали добраться до детей.

После нескольких невыплаченных кредитов фотографии Елены и мужа были расклеены коллекторами по всему дому. Супругам пришлось переехать.

Марина – многодетная мать, после развода и задержки с зарплатой на работе имела серьезный долг из-за незнания механизмов работы кредитных карт. Коллекторы нашли ее даже в роддоме.

Виталий – бывший бизнесмен. Чтобы погасить долг перед своими работниками взял несколько банковских кредитов, но после закрытия фирмы не смог их выплачивать.

Маргарита из-за проблем на работе вынуждена была брать кредиты и займы в банках и микрофинансовых организациях. Долг был передан коллекторам, что привело к бесконечным звонкам, в том числе по ночам. Взыскатели расклеивали листовки с портретом женщины, бросали их в почтовые ящики ее соседей, оставляли надписи на двери и портили замок.

Надежда Александровна – повар, пенсионер. Из-за неуплаты долга по банковским кредитам женщина столкнулась с коллекторами: от них поступали угрозы, связанные с недвижимостью. Надежда Александровна стала переживать за детей и внуков.


Юрист и эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар подготовила специально для «Петербургского Листка» ликбез по теме: Как избежать проблем с коллекторами?

Что могут коллекторы?

Коллекторами называют различные организации и их сотрудников, цель работы которых связана с взысканием просроченной задолженности по кредитам и займам с граждан-должников. Все коллекторские организации, легально осуществляющие свою деятельность, состоят в специальном едином государственном реестре, сведения из которого находятся в открытом публичном доступе.

В 2016 году был принят Федеральный закон № 230-ФЗ (или «закон о коллекторах»), который внес определенность в деятельность коллекторских организаций и ограничил методы и способы взаимодействия профессиональных взыскателей долгов с гражданами.

Например, закон строго запрещает коллекторам:

  • применять к должнику физическую силу или угрожать применением силы;
  • повреждать или уничтожать его имущество;
  • оказывать психологическое давление;
  • вводить гражданина в заблуждение ложной информацией относительно размера долга, сроков его возврата, а также в отношении вопроса о передачи дела на рассмотрение в суд и так далее.

Отдельно следует упомянуть, что закон запрещает коллекторам без согласия должника распространять сведения о его долге, наличии просроченной задолженности или какие-либо персональные данные, в том числе публично, например, в соцсетях.

Кроме того, в законе содержатся ограничения на конкретные формы и периодичность взаимодействия.

Так, выходить на связь с должником запрещено в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные дни с 20 до 9 часов. Запрещены личные встречи (так называемые выездные группы коллекторов) более одного раза в неделю, а также телефонные звонки более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Поскольку деятельность коллекторов подчинена закону, любые нарушения с их стороны являются основанием для подачи жалобы в компетентные органы и привлечения их к ответственности. Психологическое давление, очевидный выход за рамки обычного делового общения, звонки работодателю и родственникам – все это так же нарушения, которые следует пресекать.

Куда жаловаться?

Если в роли коллектора выступает банк, то необходимо подать жалобу в Центробанк (ЦБ РФ). Сделать это можно путем заполнения онлайн-заявки на сайте ЦБ. Жалоба составляется в свободной форме с описанием конкретных фактов нарушений.

Если же закон нарушают микро-финансовая организация (МФО), то жалобу следует направить в Федеральную службу судебных приставов, которую также можно заполнить онлайн. При этом желательно приобщать доказательства нарушений со стороны коллекторов. Это могут быть скриншоты СМС, сообщений в мессенджерах, электронных писем, записи телефонных переговоров и так далее. Судебная практика как правило, на стороне должников: коллекторов привлекают к административной ответственности в виде штрафов.

Черные коллекторы

К сожалению, еще не искоренено полностью такое явление, как «черное коллекторство». Обычно жертвой таких «деятелей» становятся клиенты МФО и заемщики «денег до зарплаты».

Методы работы таких коллекторов имеют полукриминальный характер, а иногда и открыто противозаконный (поджоги имущества, угрозы жизнью и здоровью и так далее). В последнее время наиболее популярным способом давления на заемщиков со стороны черных коллекторов становятся публикации персональных данных и сведений о долге в соцсетях, а также запугивание родственников, друзей и знакомых.

Увы, действенных методов борьбы с коллекторским произволом практически нет. Но в любом случае, при нарушении прав должника в связи с причинением ему вреда или угрозы причинения, следует обращаться с заявлением о правонарушении в органы полиции.

Как избавиться от коллекторов?

На сегодняшний день единственным надежным способом полностью избавиться от давления коллекторов является процедура личного банкротства заемщика.

При невозможности исполнять свои кредитные и заемные обязательства гражданин может (а в некоторых случаях и обязан) обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. С момента признания судом такого заявления обоснованным, коллекторы уже не имеют права хоть как-то взаимодействовать с должником.

По большому счету, для них это становится уже и бесполезно – закон запрещает должнику самостоятельно рассчитываться со своими кредиторами в процессе банкротства. Поскольку процедура выполняет функцию социально-экономической реабилитации, то добросовестные должники по итогу прохождения процедуры судебного банкротства полностью освобождаются от своих долгов, что позволяет им заново выстраивать свои экономические связи и лично распоряжаться финансами в собственных интересах.