Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 28 июня приняли законопроект, регулирующий деятельность перевозок пассажиров и багажа в городе. Закон вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Закон устанавливает строгие правила для водителей легковых автомобилей и служб заказа такси, включая мобильные агрегаторы. Все машины должны быть одинакового цвета, соответствовать экологическим нормам и не оказывать услуг вне специальных зон на железнодорожных и автовокзалах, и в аэропорту.

Кроме того, согласно новому закону, в Петербурге будут созданы реестры легковых такси (автомобилей), перевозчиков легковым такси (водителей) и служб заказа такси. Последние будут получать официальные разрешения на ведение деятельности сроком на пять лет. Индивидуальные предприниматели и юридические лица также смогут получить разрешение на пять лет.

Важными являются изменения, прописанные в статье 6, которые регламентируют внешний и внутренний вид автомобиля. По новым правилам, автомобиль должен быть белого цвета со светоотражающей желтой полосой и фонарём оранжевого цвета на крыше.

Внутри автомобиля должна быть размещена информация о действующих тарифах (в виде QR-кода или адреса сайта).

Нормы экологических классов автомобилей также указаны в этой статье.

С 1 сентября 2023 года разрешения смогут получать автомобили не ниже 3-го эко класса, с 1 сентября 2024 года – автомобили 4-го и выше эко класса, а с 1 сентября 2026 года – только автомобили с 5-ым экологическим классом.

Однако, если разрешение на работу было получено до вступления закона в силу, то есть до сентября, то все вышеуказанные нормы не будут действовать на протяжении пяти лет с момента получения официального разрешения, но не более пяти лет со дня вступления в силу Федерального Закона.

Закон также регулирует деятельность такси на территории аэропорта, железнодорожных и автовокзалов Санкт-Петербурга. С 1 сентября оказывать услуги такси вне специально оборудованных зон будет запрещено.

Законопроект получил поддержку 40 депутатов, а 7 проголосовали против. Основная дискуссия разгорелась на теме о цветовой гамме такси. Еще 31 мая на заседании эта тема поднималась депутатом от «Единой России» Наталией Астаховой, она обозначила, что не понимает, как цвет влияет на безопасность, её поддержала депутат Марина Шишкина, она указала, что перекраска машины обойдется в 70 тысяч рублей и, в итоге, эти расходы могут быть возложены на потребителя.

На последней весенней сессии, которая проходила 28 июня и где был подписан законопроект, также обсуждался внешний вид будущих автомобилей. Против высказался депутат Михаил Амосов, отметив, что вполне достаточно желтой полосы и «фонаря» на автомобиле. Ранее партия КПРФ тоже выражала свое несогласие со строгими регламентациями внешнего вида.

В интервью «Фонтанке» от 28 апреля один из авторов законопроекта Алексей Цивилёв отметил, что сами агрегаторы, участвовавшие в обсуждении закона – «Яндекс» и «Таксовичкофф» – раскритиковали пункт о цветовой гамме, заявив, что перекрашивать дорого, а самозанятые, таксующие у них после работы вообще перестанут к ним подключаться.

На последнем же заседании Цивилёв, представляющий законопроект, уверял, что бизнес уже почти готов к единой цветовой гамме автомобилей.

Среди дорожных участников сложилось скорее отрицательное отношение к этому закону, особенно из-за требования к цвету автомобиля. Самозанятые граждане, работающие на такси, часто высказывают резкую критику этого пункта. Некоторые водители также недовольны, что теперь им необходимо иметь полисы ОСАГО для такси и ОСГОПП.

Протесты водителей не остались без внимания, и в настоящее время в Государственную думу уже подан законопроект, который предлагает отложить некоторые положения уже принятого Федерального Закона, в том числе и получение полисов ОСАГО для такси и ОСГОПП.

«Думаю, как всегда найдем возможность честно обойти закон. Это не первый раз, когда таксистов ограничивали. Но, скорее всего, машин и водителей станет меньше, а цены вырастут», – прокомментировал новые правила корреспонденту «Петербургского Листка» один из местных таксистов.  

Положительно о законе отзывались в основном пассажиры, что понятно, ведь закон направлен на обеспечение большей безопасности и комфорта для путешествующих.

Аналогичный закон о регулировании такси действует, например, в Германии, где цены на услуги такси одни из самых высоких в Евросоюзе. Там тоже установлены требования к цвету автомобиля, а также к зоне, в которой водитель может забирать пассажира.

Вот список требований к такси, которые приняты в Германии:

• Такси имеют желтый или кофейный цвет и используют автомобили только немецкого производства.

• Такси можно вызвать через диспетчерскую службу или подойти на стоянку в центре города, возле вокзала, у гостиницы и взять такси там. Остановить такси на обочине дороги невозможно.

• В салоне авто могут находиться не более четырех человек, включая водителя.

• Компания-оператор имеет право осуществлять поездки только в определенных районах города, указанных в ее лицензии. Таксисты могут подбирать новых пассажиров только в своем районе обслуживания.

• Стоимость поездки зависит от тарифа, который устанавливается местными органами власти, и от расстояния и времени поездки. Таксометр должен быть включен с начала поездки и выключен по прибытии к месту назначения.

• Пассажир имеет право требовать от таксиста соблюдения ПДД, ношения маски, использования навигатора, перевозки животных или багажа (весом до 50 кг), а также снижения стоимости поездки, если таксист заехал не туда или вез пассажира окольным путем.

• Пассажир обязан покрыть расходы на уборку салона, если его стошнило из-за алкоголя или других причин, не связанных со стилем езды водителя.

Несмотря на то, что закон вызывал споры как среди депутатов, так и среди водителей и пассажиров такси, все признавали, что с первого сентября стоимость поездок неизбежно вырастет.