Сыт, пьян и нос в табаке?
В крупном продуктовом ритейлере X5 Group, владеющий такими сетями как «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижи», хотят продолжить автоматизацию кассы самообслуживания (КСО), пишет «Коммерсантъ».
«Петербургский листок» выяснил, начнут ли в магазинах спрашивать отпечатки пальцев?
Биометрия в законе
По задумке, так клиенты могут подтверждать возраст биометрическими данными, покупая алкоголь и табак через кассу самообслуживания. Для этого X5 Group запросили данные у Министерства цифрового развития о сборе персональных биометрических данных покупателей. С юридической точки зрения сейчас коммерческие организации могут получать такие данные от покупателей на добровольной основе, так как 1 июня 2023 года в силу вступил федеральный закон «О единой биометрической системе». Все организации, собирающие «биометрию», обязаны передавать данные Единой биометрической системе (ЕБС).
Закон предполагает сбор, хранение и обработку таких данных, как:
- Изображение лица с фото/видеоустройств
- Запись голоса человека, полученная с звукозаписывающих устройств
Однако существует федеральный закон «О персональных данных», который также разрешает сбор, хранение и обработку «биометрии» всем, кто пожелает, но с письменного разрешения гражданина.
Этот федеральный закон предполагает сбор не только фото и голоса человека, но и отпечатков пальцев, сетчатки глаза, рисунка вен и т.д.
Сбор такой информации менее вероятен, так как нужно соблюдать больше формальностей, а сфотографировать себя можно на «Госуслугах», откуда данные попадут в ЕБС и подтвердить данные можно в любом банке.
Поэтому наиболее вероятно, что крупные торговые сети будут использовать фото и основываться на ФЗ «О единой биометрической системе».
Глаз да глаз
Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз поддержал инициативу автоматизации КСО и дал комментарий «Комсомольской правде».
«Во-первых, это исключит продажу алкоголя несовершеннолетним, которые, порой, выглядят на 18-20 лет, – говорит эксперт. – Во-вторых, устранит человеческий фактор. Ведь любой продавец может от усталости или по невнимательности не попросить документ у покупателя, которому, на самом деле, продажа спиртного запрещена. В-третьих (и это самое главное), биометрия будет способом защиты бизнеса. Ведь крайней всегда остается торговая точка, где подростками был куплен алкоголь. И ее за это лишают лицензии на торговлю спиртным.
В-четвертых, сейчас немало случаев, когда мошенники намеренно используют взросло-выглядящего несовершеннолетнего как тайного покупателя. А потом шантажируют магазин».
Также Дробиз добавил, что Россия может стать первой страной, которая применяет такие технологии для подтверждения возраста покупателя.
В X5 Group аргументируют изменения в обслуживании тем, что будет возможность разгрузить сотрудников на кассах самообслуживания, которые проверяют документы.
При этом сотрудники стоят на точках не только для подтверждения возраста, мы взяли комментарий у работницы одной из торговых сетей, Виктории (имя изменено по просьбе героини), и вот что она рассказала: «Из-за нехватки кадров чаще всего должность «сотрудника самообслуживания» выполняют все кассиры по очереди. Они помогают покупателям, если возникнут какие-то проблемы с кассой самообслуживания: штрих-код не пробивается, товар дважды пробили, акциз на алкоголе не прошел. Для решения этих проблем нужен доступ сотрудника, поэтому часто работники стоят на этих точках и просто контролируют процесс и предотвращают кражу товаров».
Также инициативу не оценили в Национальном союзе защиты прав потребителей. Павел Шапкин дал такой комментарий «Рамблеру»: «Я не видел касс самообслуживания, где бы не было представителя торговой организации, который подтверждает возраст покупки таких товаров (алкоголя и табака – прим. ред.). На кассы самообслуживания в любом случае будет приходить сотрудник и подтверждать возраст. Такая опция так или иначе будет сохраняться, например, для тех случаев, когда покупателем является человек, не сдававший биометрические данные. Тогда какой смысл вообще это вводить?»
Также Шапкин отметил, что система не всегда будет работать корректно, например, если человек сделал пластическую операцию или «расквасил себе лицо».
Ранее, 18 июня, ВЦИОМ провёл опрос о восприятии «биометрии» россиянами. По полученным данным, 34% опрошенных относятся к сдаче биометрических данных нейтрально, а 32% – отрицательно.
Основные причины против сбора «биометрии» в порядке убывания – это вторжение в частную жизнь, нежелание и дефицит доверия (плохое хранение данных, недоверие, возможность утечек и злоупотребления данными), отсутствие нужды и недостаточная информированность. Положительное отношение к сдаче биометрических данных высказали 29% опрошенных, основные причины – это борьба с мошенничеством и преступностью, простота использования, прогресс и порядок («контроль за людьми, пересекающими границу»).