1 мая вступил в силу закон об уличных музыкантах. Формально целесообразность закона оправдывалась дискомфортом, который музыканты доставляли жителям и гостям города.

Согласно тексту документа, музыканты должны играть только на обозначенных точках, предварительно получив разрешение от властей. Работают ли новые правила? Стало ли тише на улицах Санкт-Петербурга? Выяснил корреспондент «Петербургского Листка».

У станции метро «Невский проспект» находится одна из разрешённых точек. На удивление, точка эта в воскресный день пустовала. Не оказалось музыкантов на всем Невском. В ближайшем баре официант сообщил, что они «выползают» под вечер, после восьми часов». Вывод простой: если штрафы и действуют, то для музыкантов они являются незначительными и легко покрываются вечерним доходом.

Формально музыканты должны подать запрос в администрацию муниципального округа. Однако, на практике, уличные барды работают, как и работали. На деле – они просто не выходят на законные точки, чтобы не мелькать перед стражами порядка. Они играют на не разрешённых точках, и претензий у полиции к ним нет.

При этом далеко не все музыканты в принципе знакомы с новым законом. Баянист Сергей вообще не слышал о каких-то ограничениях. А соседствующий с ним флейтист, назвавшийся «Иисусом Христом», отметил, что никаких изменений в работе он не заметил.

После того, как «Иисусу Христу» была пожертвована сотня рублей, он вспомнил, что на днях прогнали играющих ребят. Правда тут же он сообщил, что их прогнали потому, что они банально мешали проходу.

В прессе сторонники закона подчеркивали, что ограничения послужат фильтром – лучшие поэты и музыканты получат возможность пробиться на городские улицы. К сожалению, получилось не так: маргиналы остались на своих точках, не регулируемых законом, а талантливые музыканты вообще не в курсе новых ограничений, или, как любые творческие личности, просто не хотят «заморачиваться с бумажками».

Разговор с жителями и гостями Петербурга тоже не дал ясности — кого-то музыканты смущают, кого-то они радуют, а кого-то не устраивает только репертуар.

Ситуация на улицах не смущает и официальные власти. В интервью «Фонтанке» Федор Болтин (заместитель председателя по культуре Санкт-Петербурга) на вопрос о законе ответил: «Он создает равные условия для любых жанров — не только музыкантов, но и художников и всех, кто составляет уличную культуру».

Стандартный вопрос: «А как там на Западе?». Ответ: артисты имеют право принимать добровольные пожертвования от публики и должны платить с них налоги как self-employed (аналог самозанятого или ИП). Регистрация в качестве self-employed многим нужна для того, чтобы заводить счета в банках и брать кредиты. На Западе это полноценная работа.

Итог:

Повлиял ли новый закон на уличных музыкантов? Нет, не повлиял. Главное разочарование – это то, что ограничения и запреты не влияют на складывающуюся годами не вполне законную систему. Как выйти из положения? Может быть, имеет смысл вступить в прямой диалог с музыкантами? Дать им возможность договориться между собой и предложить властям варианты входа уличных музыкантов из «серой зоны». После этого можно и усилить контроль со стороны правоохранительных органов, чтобы избежать конфликтных ситуаций и неудобств для горожан.