После ухода крупных брендов ситуация на российском рынке одежды и аксессуаров казалась для простых покупателей катастрофичной. Многие эксперты модной индустрии прогнозировали для Петербурга всплеск развития отечественных фирм и дизайнеров одежды. «Петербургский Листок» попытался разобраться, насколько реально петербургским брендам заменить зарубежный масс-маркет.

Накалившаяся политическая остановка в мире и грянувшие санкции со стороны Запада повлекли за собой серьезную трансформацию fashion-рынка, который еще не успел отойти от ковида. В прошлом году мы все могли наблюдать, как один за одним покидают российский рынок различные зарубежные компании разных сегментов от люкса до масс-маркета.

Так, в марте 2022 года о закрытии магазинов в России заявила испанская группа компаний Inditex (Zara, Massimo Dutti, Stradivarius, Pull & Bear, Oysho). И в то же время из страны уходят Hennes & Mauritz (H&M, Monki, COS) и любимый многими Uniqlo. О своем закрытии, кроме прочего, объявляет ряд люксовых брендов, такие, как Gucci, Balenciaga, Hermes.

Хотя официально было принято считать, что корпорации не покидают рынок, а только приостанавливают свою деятельность – их уход означал появившуюся возможность у российских брендов одежды занять опустевшую нишу. Приостановка работы зарубежных магазинов одежды и обуви в гигантских масштабах, введение санкций – это явно знаменовало новый этап развития отечественных брендов.

Но российские производители, закупавшие ткани и фурнитуру за границей, оказались в зависимости от импортного сырья. Это сказалось и на росте стоимости товаров для конечных потребителей.

Петербургские дизайнеры столкнулись не только с логистическими проблемами и дефицитом тканей и фурнитуры, но и с выросшими ценами на аренду в торговых площадках города.

Финансовая поддержка российских брендов государством была необходима. 1 октября 2022 года был запущен проект «Петербургский дизайн», позволивший дизайнерам бесплатно разместить свои бренды на площадках в торговых центрах.  Участие приняли более 110 брендов обуви и одежды. В 2023 году Смольным было принято решение продлить проект на весь год.

Без поддержки локальным дизайнерам затруднительно конкурировать с экономичным азиатским сегментом, который продаётся на маркет-плейсах в больших объёмах. Петербургские текстильные производства пока не имеют возможности предлагать одежду в таких объёмах и по демократичной цене.

Есть в Петербурге бренды, умеющие держаться на плаву при любых обстоятельствах. При посещении магазинов петербургского бренда Unique fabric удалось выяснить, что ткани все так же закупаются за границей, а с покупателями все в порядке. Зато заметно, что цены подросли. Для примера, носки: до февраля 2023 года цены на них в среднем составляй 300-700 рублей; сейчас – 900-1500 рублей. На платья цены порядка 10-20 тысяч.

Качество ассортимента не меняется, так как по словам главного дизайнера бренда Надежды Молоковой обстоятельства 2022 года никак на логистику не повлияли. Компания использует в основном ткани из Кореи, но производство находится в Петербурге. Концепция бренда – slow fashion – направлена на то, чтобы вещи носились долго и всегда оставались стильными.

Чем-то похожий по концепции Kiriclan разместился на Конюшенной улице. Но в отличие от крупной сети Unique fabric, это небольшой бутик на втором этаже в кластерном пространстве с проходом через питерский колодец. Kiriclan был изначально основан как винтажный секонд-хэнд Анной и Семеном Кирилловыми.

Одежда собственного производства была представлена в 2020 году. Особое внимание привлекают коллекции «боярская» и «кириллица». В боярской – современные купеческие платья, юбки, блузы. Боярская роскошь оказывается даже вполне демократичной, учитывая крой и материал, платье оценено в 9 500 рублей, а кафтан стоит 11 500 руб.

Все модели одежды разработаны Анной и сшиты в России. Вместе с одеждой в бутике представлены украшения собственного производства и аксессуары, сделанные местной мастерицей.

Зайдя в магазин, внезапно обнаруживаешь в качестве продавца-консультанта саму владелицу. На вопрос о том, повлияли ли как-нибудь внешнеполитические события на работу магазина, Анна отвечала отрицательно. Бренд kiriclan локальный, и его целевая аудитория другая, нежели у масс-маркета. Хотя базовые вещи в магазине тоже есть.

О том, есть ли перспектива локальным питерским брендам заменить ушедшие зарубежные говорит петербургский дизайнер Марина Мясковская: «На сто процентов заменить ушедшие бренды невозможно. Но заполнить рынок вполне реально, только для этого нужна серьезная поддержка со стороны города… Мы используем дорогие импортные ткани и фурнитуру, в итоге себестоимость изделий получается высокой. Если город действительно поддержит это начинание, то петербургские дизайнеры, безусловно, смогут удовлетворить спрос на красивые вещи, который с уходом зарубежных брендов никуда не делся».

Увидеть коллекции петербургских модельеров можно на различных fashion-событиях, например, на St. Petersburg Fashion Week. Именитые и совсем юные дизайнеры одежды знакомят зрителей с новыми трендами и демонстрируют свои коллекции. Проект поддерживает правительство города, а также «Синдикат Моды» – профессиональный клуб членов fashion-индустрии. Петербургская неделя моды проводится два раза в год, она уже была проведена весной и планируется во второй раз в этом с 26 октября по 29 октября.

Для развития отечественной fashion-индустрии каждый год организуется всероссийский конкурс молодых дизайнеров одежды «Дыхание весны», учрежденный ещё в 1992 году. Инициатором создания была инженерная школа одежды СПбГУПТД. В этом году он успешно прошел в мае, а 3 июля в Петербурге уже состоялся показ «Лучшие выпускные коллекции/Graduate fashion – 2023». В показе участвовали более 30 лучших коллекций одежды выпускников ведущих петербургских школ дизайна: СПБГУПТД и СПБГХПА имени А.Л. Штиглица. Организатор конкурса – Санкт-Петербургский Союз дизайнеров.

Кажется, все возможные усилия для активного выхода российских дизайнеров на обширный рынок прикладываются, вопрос лишь в том, насколько покупательская способность будет соответствовать заявленному ценовому сегменту. Пока что массовая аудитория предпочитает более дешёвый и удобный онлайн-рынок.