270 лет назад, летом 1753 года заложен первый камень храма Николо-Богоявленского Морского собора. Этот чудесный собор в стиле елизаветинского барокко с четырехъярусной колокольней с 13 колоколами, находится сейчас в самом центре Санкт-Петербурга между каналом Грибоедова, Садовой улицей, улицей Глинки, Крюковым каналом и улицей Римского-Корсакова.

Храм является одной из главных архитектурных жемчужин Санкт-Петербурга. Он почти не изменился с момента его постройки, хотя прошло почти три века и произошло так много событий. «Петербургский Листок» вспоминает историю Николо-Богоявленского Морского собора.

300 лет назад этот микрорайон был не центром города, а считался его западной окраиной. Он и другие районы, вплоть до Адмиралтейства, назывались Морской слободой и там жили те, кто имели непосредственное отношение к флоту и строительству кораблей.

Нынешний Никольский парк был Морским полковым двором, где стояла небольшая деревянная церковь. Из-за влажного климата она стала быстро ветшать. Петр I давно вынашивал идею построить на этом месте собор, похожий на астраханский, но не успел. Он сильно заболел после того, как спасал утопающих из разбушевавшейся во время наводнения Невы и умер.

Строительством собора занялась его дочь Елизавета Петровна по ходатайству президента Адмиралтейств-коллегии, генерал-адмирала, князя Михаила Михайловича Голицина. Весной 1752 году генерал-адмирал подал ходатайство императрице, в котором было записано: «В воздаяние достойной памяти и славных дел флота Российского за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца».

Уже летом императрица подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. По повелению Елизаветы Петровны, архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

Разработка проекта была поручена уроженцу Тверской губернии из глухого села Вешки Савве Чевакинскому. В 16 лет Савву привезли в столицу, чтобы он сделал карьеру военного или моряка, но тонкая художественная натура Саввы не выдержала муштры. Он сбежал, но его поймали. У него были большие художественные способности, а в Адмиралтейств-коллегии в те годы работал Иван Кузьмич Коробов, довольно известный петербургский инженер и архитектор. Он учился сначала в Москве в школе математических и навигационных наук, а потом провел три года в Бельгии и Голландии, где изучал инженерно-строительное дело. В 1732 году он заново перестроил Адмиралтейство.

Чевакинский хорошо рисовал и решил поступить в архитектурную команду Коробова. Семь лет Савва изучал у наставника архитектурные дисциплины, одновременно применяя на практике полученные знания. Работая помощником у главного инженера, будущий архитектор начал возводить в камне Адмиралтейскую башню.

После 7-летнего обучения Савва сдал экзамены самым известным русским архитекторам. Оценив по достоинству знания Чевакинского, они присвоили ему звание помощника архитектора.

В 1741 году Коробов уехал в Москву, и на должность главного архитектора Адмиралтейств-коллегии назначили Чевакинского.

Военно-морское ведомство, служащие которого проживали в одноэтажных домах рядом с плацем, обратилось к новому архитектору, когда было решено на месте деревянной церкви построить каменный Морской собор и колокольню.

Настал звездный час мастера. Больше произведений искусства, равных по значению Никольскому собору, ему построить не довелось. Он принимал участие в строительстве Екатерининского дворца в Пушкине, работая рядом с великим Растрелли, построил Шереметьевский дворец на Фонтанке и дворец Шувалова, в Новой Голландии построил знаменитую арку и кирпичные склады, но все равно по масштабам, красоте и историческому значению Николо-Богоявленский собор превосходит их все.

Сооружение Собора продолжалось девять лет и было закончено в 1962 году. Собор поставлен на участке между каналом Грибоедова и Крюковым каналом и находится в центре большой площади на оси магистрали – улицы Глинки и замыкает ее. Собор является главенствующим в ансамбле площади, ограниченной двумя пересекающимися под прямым углом каналами. Чевакинский показал себя выдающимся градостроителем.

В плане собор представляет собой равноконечный крест с квадратными выступами во внешних углах креста, над которыми находятся барабаны боковых глав. Стены барабанов прорезаны полуциркульными окнами, декорированы лепниной и обработаны приставными колоннами коринфского ордена. Крупный карниз венчают купола с маленькими барабанами и главой. Фасады собора хорошо просматриваются со всех сторон площади. Такой же прием применил Растрелли при строительстве Смольного собора. Придавать всем фасадам культовых сооружений одинаковый вид было отличительной чертой русского барокко, как и сочетание небесно-голубого и белого цветов.

Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в последствии храм стал памятником славы русского флота.

На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина II. К началу ее царствования было практически завершено строительство храма, а нижний храм был даже освящен.

Нижний храм, уступающий верхнему по роскоши, был освящен в честь святителя чудотворца Николая мирликийского, покровителя моряков и путешественников, и там находятся его мощи и иконы с его ликом и ликами других святых.

А верхний – более роскошный, был освящен в честь Богоявления и там находятся резные ворота, напоминающие резное кружево, сделана проповедническая кафедра, c которой в то время зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота, в иконостасе – много святых, в честь которых были названы члены императорской семьи.

Новый храм по размерам и великолепию на то время уступал только Петропавловской крепости. На освящении императрица повелела именовать новоосвященную церковь Морским собором. С тех пор победы русского флота стали праздноваться именно в Никольском Морском соборе.

В память морских побед 1770-1790 годы Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах. Они были помещены в двух киотах в виде крестов по пять икон в каждом. Каждая икона напоминала о конкретном сражении в день святого, изображенного на ней.

Страшной трагедией для русского флота обернулась русско-японская война. Был уничтожен весь Тихоокеанский флот и отправленная на помощь эскадра Балтийского флота под командованием контр-адмирала Рождественского. Офицеры и матросы Гвардейского экипажа вошли в состав команд многих военных кораблей, в том числе новейших и с новейшей техникой и оружием по тем временам. Но в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года российский флот потерпел страшное поражение, а корабли были уничтожены. На одном из первых собраний экипажа было решено увековечить память героев и начать сбор средств на памятник в сквере Морского собора. 14 мая 1908 года состоялось торжественное открытие памятника. В соборе присутствовал весь Гвардейский экипаж, императрица Мария Федоровна и другие особы царской семьи, собрались родные погибших.

После революции 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел из ведения Гвардейского экипажа перешел в разряд приходских. Большая часть церковного имущества была национализирована, многие священники отправлены в ссылки и прошли через лагеря, это была единственная церковь в городе, где проведение служб никогда не останавливалось и даже в самое безбожное время.

В июне 1941 года Собор становится Кафедральным. Своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий. Почти весь период войны, митрополит жил и служил в Соборе. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил собор с иконой угодника, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения.

В настоящее время храм состоит из большого штата духовенства. Он открыт ежедневно с 6:30 до 21:00. Здесь проходя экскурсии. Храм посещает очень большая паства, потому что большинство церквей в Адмиралтейском районе было уничтожено, а сам Собор великолепен и имеет такую историю.

Анна Прутт