Зона платной парковки появилась в Санкт-Петербурге в 2015 году, и тогда она включала 27 улиц в самом центре города. Сейчас в зону платной парковки входят 37 039 парковочных мест, а все нарушения фиксируют камерами на спецавтомобилях, но так было не всегда.

Как платные парковки изменили центр Петербурга, принесли ли они пользу городу и местным жителям, рассказывает в экспертной колонке «Петербургского Листка» руководитель коммерческого департамента международного сервиса заказа трансферов «i’way» Дмитрий Тюрин.

Изначально первым регионом для пилотного проекта введения платных парковок стала Москва, что стала большой неожиданностью для местного населения. Поскольку все привыкли парковать автомобили в удобных для них местах по принципу: кто раньше встал….

После запуска эксперимента многие жители центральных районов Москвы стали более усердно закрывать внутреннее пространство домовых территорий, чтобы туда не заехали посторонние автомобили, преследующие одну лишь цель — сэкономить на парковке. Поэтому сейчас в центре Москвы найти бесплатную парковку во дворе просто физически невозможно. Даже если удастся проскочить за открытый шлагбаум, то потом можно не выехать обратно из этого двора.

Санкт-Петербург эта история обходила стороной до 2015 года пока не был запущен такой же пилотный проект.

Первое время после запуска проекта многие жители отдаленных районов города выдохнули и обрадовались, поскольку все думали, что появятся свободные места, позволяющие припарковать ненадолго автомобиль в центре города.

Как оказалось, проблема скрывалась в том, что платные парковки были вне закона. Поэтому после запуска, проект не стал помощником местным жителям из-за невозможности выставлять штрафы тем, кто парковался, но умышленно (или по незнанию) не оплачивал.

Первые пять лет она фактически система не работала: за штрафы отвечал Смольный, но закон не позволял МВД предоставлять чиновникам персональные данные водителей, а без этого оштрафовать их было нельзя. Это быстро разошлось в новостях среди местных и приезжих водителей, чем они активно и пользовались. По статистике, каждый четвертый автовладелец не оплачивал парковку в центре. В итоге зона платной парковки как была забита автомобиля до её ввода, так и продолжала таковой оставаться.

Активная работа началась только в 2020-м, когда поправки, обеспечивающие штрафы, приняли сперва на федеральном уровне, а потом и в Санкт-Петербурге.

После полноценного запуска платных парковок в городе наконец-то стало возможным спокойно вздохнуть. С сентября 2022-го платная зона покрывает весь Центральный район — 211 улиц, а в ноябре к ней добавились 153 улицы Адмиралтейского района. С июля этого года к платной зоне парковок подключили Петроградский район, а осенью присоединится — Василеостровский район и Крестовский остров.

Разумеется, все эти меры дают больше удобства местным жителям, поскольку стоимость парковки за 1 час — 100 рублей. Это позволяет приехать в центр города на своём автомобиле, быть уверенным, что ты найдешь парковочное место в удобной локации, близкой к месту назначения, выполнить все свои дела и заплатить за это вполне приемлемую сумму.

Однако, зона платной парковки создала другой прецедент. Такая зона предполагает наличие бесплатных мест для инвалидов и их автомобилей, которые могут парковаться только на этих специально отведенных местах. Так получилось, что эти места зачастую занимают бессовестные водители, знающие, что проезжающий автомобиль-паркоматор, даже видя, что эти места заняты автомобилем без соответствующей метки или не входящий в реестр инвалидов, не может их оштрафовать. Поскольку, это не их зона ответственности. Соответственно, количество мест для инвалидов, которые выделены городом, неумолимо сокращается из-за использования их недобросовестными автовладельцами.

Следующий неприятный момент, появились находчивые автовладельцы, заклеивающие номерные знаки бумажками или подручными средствами, вплоть до гигиенических прокладок или медицинских масок. Само собой, это вызывает негатив не только у местных жителей, но и у гостей города, которые недоумевают, как водитель на автомобиле стоимостью более чем 5 млн рублей пытается сэкономить 100 рублей на парковке.

Для примера, стоимость парковки в Москве в разы дороже, поэтому ещё можно понять, почему там это практикуется, но для Санкт-Петербурга такое жмотство и жлобство выглядит странным.

Ещё один недочет – отсутствие бесплатной парковки в выходные и праздничные дни. Этой меры катастрофически не хватает жителям Петербурга, как и поминутной тарификации на парковку. У водителя есть буквально 15 минут, чтобы дойти до паркомата и оплатить час, или воспользоваться мобильным приложением, в противном случае, проезжающий мимо спецавтомобиль выпишет штраф.

При этом, согласно официальному отчету, удалось добиться и положительных результатов. Так, за 2022 год в два раза сократилось время приезда экстренных службы в центр, на четверть снизилось число ДТП, на 15% сократилось количество приезжающего в центр личного автотранспорта и на 20% выросла скорость общественного транспорта.

Конечно же, появление платных зон парковки сделало более комфортной среду для местных жителей и приезжающих гостей. Несмотря на то, что в центре города большое количество культурных, туристических и других объектов, теперь есть возможность припарковать свой автомобиль за приемлемые деньги, даже, если ты путешествуешь или приехал из другого города на своём личном транспорте. Тем самым для многих появляется возможность комфортного знакомства с городом.

Остается надеяться, что власти города исправят оставшиеся недочеты, а ответственных и добросовестных автовладельцев, не занимающих места для инвалидов будет больше, а находчивых автовладельцев с бумажками на госномерах, наоборот – меньше.