Охтинский мыс: боль археологов
Охтинский мыс по праву считается культурным наследием Санкт-Петербурга. По данным сайта ОхтинскийМыс.РФ, в разное время на территории объекта находились крепость Ландскрона, различные поселения, шведская крепость Ниеншанц, судостроительные верфи. В результате археологических раскопок на Охтинском мысе были обнаружены остатки крепостных стен и множество исторических предметов. С 1998 года объекту был присвоен статус памятника археологии.
«Петербургский Листок» вспоминает, кто и почему спорит за самый «лакомый» кусок земли в городе.
Двадцать лет борьбы
Двадцать лет назад на исторической земле, по задумке застройщиков, должен был появиться первый в Петербурге небоскреб – башня «Газпром Нефть». Но благодаря усилиям горожан башню перенесли на Лахту. Объект было решено перенести в связи с тем, что на территории мыса обнаружили археологические памятники: остатки шведских крепостей, городище эпохи Александра Невского, поселение 5-го тысячелетия до н.э. и остатки промпредприятий прошлых веков.
Часть находок действительно признали памятниками и взяли под охрану, но, на данный момент, это лишь 15% всей территории мыса. Большая часть – остается крайне привлекательной для застройщиков.
Застройке все-таки быть?
15 сентября 2022 года новую стройку согласовала Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, документ размещен в реестре на сайте ведомства.
Согласно документам, ПАО «Газпром» планировал возвести на территории два стеклянных офисных здания совмещенных между собой. Оставшуюся территорию решено было превратить в парк и создать музей.
«Ценные археологические находки будут сохранены с помощью современных технологий, включены в рекреационную зону и доступны для показа посетителям. Предусмотрено создание экспозиции, посвященной истории Охтинского мыса, она займет более 1,5 тысячи квадратных метров. Помимо ландшафтного исторического парка посетителям будут доступны обзорная площадка на крыше комплекса, зимний сад, выставочные залы, кафе и рестораны, спортивные и бытовые сервисы», – анонсировал застройку вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.
Борьба против строительства
Горожане давно пытаются судиться с чиновниками и владельцами земли, устраивают акции и пишут жалобы. В 2021 году вопрос обсуждали на заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека, после которого активисты увидели поручение Президента: «Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом «Газпром» вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения».
Но чиновники восприняли этот указ, как возможность пересмотреть планы и предложить свои варианты. В конце 2022 года «Газпром» все-таки получил разрешение на строительство.
Многие ученые, работающие в Государственном Эрмитаже, в ИИМК РАН, на кафедре археологии СПбГУ утверждают, что стоит расширить территорию исследований и остановить застройку, так как множество памятников могли быть попросту не найдены.
Активисты обвиняют власти города в лице губернатора Северной столицы Александра Беглова, в том, что те лишь имитируют шаги к созданию музея-заповедника, а по факту все идет к обычной застройке офисами.
Критик архитектуры Мария Элькина дала свой комментарий по поводу проекта застройки: «У этих зданий есть целый ряд недостатков, это слишком массивные конструкции для этого места. И дело не только в том, что они большие. Это два монолитных стеклянных объема золотистого цвета, они не современны и не соответствуют петербургской идее, которую мы любим старом городе. Идее среды, которая сомасштабна человеку и разбита на сегменты с разным наполнением.
Кроме того, глобально эта архитектура невероятно устарела. Это азиатский ширпотреб. Проект, может быть, неплох функционально. Но есть вопрос, удастся ли это построить в режиме санкций.
Я не считаю, что это место должно быть полностью музеефицировано, но это место очень важно для города и потому, что тут была крепость Ниеншанц, которая была разрушена Петром Первым, и потому, что история застройки этого места в новейшее время получила резонанс. Здесь роскошное местоположение, которое можно интересно обыграть, тут должно быть публичное пространство и интересная архитектура. Не в виде абстракции: что-то вдалеке блестит, а что-то, что используется людьми. К чему люди хотят приближаться, где они хотят быть. То, что предлагается — это не та архитектура. У меня нет возражений против формального функционала: общественный центр, какая-то часть посвящена историческому парку, офис, может быть, подземная парковка. Но не в этом исполнении. Мне кажется, что более правильный такой подход: если мы не можем сейчас обеспечить то качество архитектуры, которого город достоин, то не надо строить ничего».
Что сейчас?
На данный момент у ПАО «Газпром» есть официальное разрешение на постройку. Но граждане не планируют останавливать свою деятельность, создают новые акции и устраивают пикеты.
Чем решится этот давний конфликт пока никто не может спрогнозировать.
Фото: Спасем Охтинский мыс!