Сегодня 1 сентября – начало учебного года. «Петербургский Листок» пообщался с директором ГБОУ СОШ №382 Красносельского района Маргаритой Эдуардовной Новиковой о работе одной из лучших школ города. Какие сложности со школьным образованием в Красном Селе, зачем нужен родительский совет и, как в школе решен вопрос с особенными детьми.

— Маргарита Эдуардовна, начнем сразу с частного. Как обстоят дела со школьным образованием в районе?

— Самая, наверное, большая сложность – это нехватка, именно в Красном Селе, образовательных учреждений. Да, у нас много школ, но все они переполнены. Сейчас мы набираем два первых класса, по 38 детей и, конечно, для учителей это достаточно проблематично.

В нашей школе есть проблема нехватки кабинетов. В школе 44 кабинета и 44 класса, то есть у нас специализированные кабинеты отсутствуют в принципе. Мы сейчас переделываем проектную документацию на второе наше здание, которое находится на капитальном ремонте, надеемся, что все документы пройдут согласования, и тогда, конечно, нам будет легче.

— Для многих школ существует проблема с группами продленного дня?

— У нас все хорошо, мы не взимаем плату за пребывание детей в группе продленного дня. У нас они все бесплатные. В начальной школе у каждого класса абсолютно есть своя группа продленного дня и для нашей школы такой проблемы не существует.

— Чем дети занимаются в продленке?

— Педагог сопровождает детей на обед, на прогулку выполняют домашние задания, занимаются с детьми дополнительным изучением предметов, например, чтением и обсуждением литературных произведений. Играют в настольные игры, занимаются подвижными играми. Если, например, часть деток ушла на одни дополнительные занятия, то учитель остается с остальными в классе и уже занимается той деятельностью, которая у него запланирована.

— Предусматривает ли план культурно-просветительскую программу?

 — Воспитательную работу в начале года планируют классные руководители. Есть дни, когда мы выезжаем на экскурсии, в театры. План обсуждают заранее с родительским комитетом. В начале года многие классы покупают абонементы: это обзорные экскурсии по городу, пешая экскурсия по Красному Селу. Выезжаем либо в субботу-воскресенье, либо в каникулы. Мы стараемся не затрагивать образовательный процесс, хотя все экскурсии они имеют, конечно, привязку к учебному плану.

Если дети изучают по литературному чтению какое-то произведение, логично, что они могут посетить спектакль, потом обсудить произведение.

В выездах нам помогают общественные организации, предоставляют бесплатные билеты, выезды на обзорные экскурсии по различным достопримечательностям в Гатчину, в Павловск.

— Как тесно вы взаимодействуете с родителями?

— В каждом классе действует свой родительский комитет. Плюс у нас есть совет родителей школы с представителями от каждого класса.

От родительского комитета обычно приходит на заседания совета школы председатель либо тот, кто является заместителем председателя, они выдвигаются в совет родителей. Получается большой коллегиальный совещательный орган между школой – в лице администрации и родителями.

Также у нас есть свой совет обучающихся и президент школы.

— Какие вопросы решаются вместе с родителями?

— Например, положение по школьной форме согласовываются и с родителями, и с детьми. Также совет родителей вносит какие-то предложения, например, по организации досуга, мероприятий. У нас есть совет выпускников – наши выпускники организуют мероприятия для детей. Это могут быть футбольные и волейбольные турниры. Также, естественно, наши выпускники и родители в рамках просветительской деятельности приходят в школу, рассказывают про свои профессии, либо про обучение в вузах, также есть родители, которые занимаются каким-то интересным хобби, показывают мастер-классы.

Мы тесно сотрудничаем с различными общественными организациями, с православным приходом Храма Праведного Лазаря Четверодневного тоже осуществляется взаимодействие. Некоторые родители являются его прихожанами.

Мы хотим развивать школу как центр социума, чтобы и нам и детям было интересно. Например, в прошлом году мы запустили проект, когда наши старшеклассники обучали работе с гаджетами бабушек и дедушек, показывали, как устанавливают различные программы в телефонах, как использовать смартфон, как посмотреть движение общественного транспорта.

— Интересует тема выпускников: как школа сдала выпускные экзамены? Какие вузы, какие специальности предпочли дети в этом году?

— В этом году школа выпустила шестерых золотых медалистов. Это очень высокий результат по результатам сдачи ЕГЭ.

Дети выбирали абсолютно разные специальности, очень многие поступили в медицинские вузы.

— Расскажите о том, как у вас построен система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

— Школа у нас общеобразовательная, при этом у нас есть 14 классов коррекции. Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Соответственно, кроме общеобразовательных предметов у детей есть коррекционно-развивающие занятия, они проходят во второй половине дня, являются обязательными для посещения с ребятами. На основании их заключений проводятся внутренние психолого-педагогические консилиумы, распределяются индивидуально количество часов. Кому-то больше нужны занятия с психологом, кому-то – с дефектологом, кому-то – с логопедом. У нас есть отдельные завучи, которые занимаются именно коррекционной работой. Все педагоги, которые работают с классами, имеют специализированное образование.

Кроме того, для детей более старшего возраста в этом году мы пробовали работу с приходом нашего храма. Мы придумали программу, привели их в дом трудолюбия, который находится при храме: золотошвейная мастерская, деревообработка – очень много полезных дисциплин. Мы выбрали флористику, плетение из лозы и мягкую игрушку.

В конкурсе Абилимпикс в номинации флористика мы заняли все три призовых места, то есть для нас это была такая яркая победа, необычная. Дети одарены творческими навыками независимо от уровня развития, у всех есть блестящие результаты, поэтому мы продолжим работать в этом направлении.

— Наболевшая тема: многие говорят, что инклюзия не дает результатов, что она бессмысленна, и что вообще дети с интеллектуальными нарушениями опасны для обычных детей. Что вы об этом думаете?

— Скажу прямо, для меня это принципиальный вопрос. Когда пошел разговор о том, чтобы сделать отдельное здание для коррекционных классов, я сказала, что категорически против. Прежде всего, дети должны социализироваться, они должны находиться в социуме, и не должно быть так, что дети без особенностей, воспринимали детей с особенностями, как инопланетян. Дети общаются, они находятся вместе, и различий никаких у них нет, и они дружат и выпускаются вместе, даже создают семьи.

Любой ребенок может быть талантливым. Когда у нас происходят отчетные концерты, в них участвуют все дети, и иногда дети с особенностями выступают гораздо лучше: читают стихи, и поют.

Разделять детей, убирать инклюзию, на мой взгляд, неправильно. Почему мы должны быть толерантны, извините меня, каким-то непонятным вещам, а к таким же нашим детям мы остаемся нетерпимы?

— Маргарита Эдуардовна, благодарим за добросовестную работу и теплые слова. Желаем успеха в новом учебном году!