На днях в рамках масштабной выставки «Россия», проходящей на площадке ВДНХ в Москве, был дан обратный отсчет до «Игр Будущего», которые пройдут через 100 дней в Казани. По задумке, это будет уникальное для всего мира мероприятие на «стыке спорта, науки и технологий».

А чем может в этом плане похвастаться наш город? «Петербургский Листок» продолжает рассказывать о выдающихся примерах из мира компьютерных видеоигр, связанных с Санкт-Петербургом. В этом материале вы познакомитесь лучшими разработками петербургских разработчиков.

В открывшийся недавно «Зале Славы видеоигровой индустрии России» попали сразу несколько игр родом из Петербурга. Подробнее расскажем о каждой из них.

Мир Кораблей

Новое творение разработчиков легендарных «танчиков» переносит бои с суши на воду. «Мир кораблей» (именно так сегодня официально называется игра, лицензиатором которой является петербургская студия Lesta Games) стал едва ли не первым онлайн-экшном на морскую тему, и уж точно первым, завоевавшим такую популярность.

За каждым кораблем, добавленным в «Мир кораблей» стоит целая история создания: разработкой и прорисовкой кораблей в студии занималась целая «верфь» — отдел из 50 специалистов. Корабли копировались с реальных чертежей 30-, 40- и 50-летнего возраста, причем на всех языках: русском, дореволюционном русском, английском и даже японском. Максимальный срок, ушедший на один корабль (линкор «Нью-Мексико») — два с половиной года.

Специалистам удалось воссоздать в игре даже «бумажные» корабли, никогда не существовавшие в действительности и оставшиеся лишь фантазией конструкторов. Судна появлялись и в результате благотворительности фанатов, добровольно присылавших в студию древние чертежи.

Интересный факт: в 2018 году команда «Мира кораблей» создала фильм «Морские крепости. Форд Кроншлот», который получил специальную награду от Министерства обороны Российской Федерации.


Escape from Tarkov

Студия Battlestate Games анонсировала шутер Escape from Tarkov еще в 2015 году. Последние шесть лет игра находится в режиме «закрытого бета-тестирования» и формально только готовится к официальному релизу. Это не мешает игре получать отличные отзывы на площадках, а разработчикам — активно работать над улучшением игры.

Сюжет «Побега из Таркова» предваряет события другой игры — «Contract Wars». Действие происходит в вымышленном городе под Норильском, в котором ожесточенно воюют силы разных частных военных компаний.

Идея игры — точнее, вселенной, по которой сделана игра, — появилась у главы студии Никиты Буянова в 2000-х годах. Тогда студия занималась разработкой браузерных игр вроде «Отжать мобилу», и первые попытки создания проекта ААА-уровня обернулись провалом.

Несмотря на то, что идея «Таркова» родилась раньше Contract Wars, следующая по хронологии игра была выпущена первой. И лишь завоевав популярность и получив достаточное финансирование, студия смогла выпустить «Побег из Таркова».

Легендарный Хидетака Миядзаки, руководитель японской студии From Software, назвал Escape from Tarkov одним из источников вдохновения для Elden Ring — лучшей игры 2022 года по версии большинства профессиональных премий и изданий.

Интересный факт: по мотивам игры (а не наоборот, как обычно бывает) даже была написана книга «Хищник» Александра Конторовича.

World War Z

Этот проект — самый молодой из подборки: студия с петербургскими корнями «Saber Interactive» объявила о его разработке в 2017 году, а вышел релиз двумя годами позже, став самой продаваемой в Великобритании на тот момент игрой (уже в первый месяц распродали два миллиона копий).

Режим игры — шутер от третьего лица для четырех пользователей, выполняющих операции в разных точках зараженного зомби-инфекцией мира. Сюжет строится на голливудском одноименном фильме с Брэдом Питтом в главной роли.

Главный разработчик игры Дмитрий Григоренко, в свое время работал с Microsoft над крупнейшими проектами игровой индустрии (Halo и Midrunner). Он рассказал, что на первых версиях игры студия столкнулась с любопытной проблемой: тестеры-игроки воспринимали орду зомби как декорацию, а не реальных врагов, и не стреляли по ним, пока не было слишком поздно.

Сегодня «Война миров Z» не на пике популярности: число одновременно играющих в нее не превышает 5–6 тысяч человек, в обычные дни до 3 тысяч.

Индустрия

В России рынок разработки игр всегда был одним из крупнейших в мире. Сегодня, по понятным политических и экономическим процессам развитие индустрии «буксует». Санкции, ограничения на производство, продажу и выпуск игр на международном рынке, уход крупных компаний, таких как Playrix и MyTona – все это оставляет свой непростой отпечаток на новых разработках.

Тем не менее, аналитики Sensor Tower отметили, что на российских пользователей в квартале 2022 года пришлось 24% всех скачиваний игр в европейском регионе.

Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games поделился своим мнением:

«Действительно, по состоянию на начало 2022 года я бы оценил рынок разработки мобильных игр Петербурга как очень развитый. Здесь располагались офисы компаний-разработчиков и просто жили сотрудники, удаленно работающие на крупных игроков, таких как MyTona и Playrix. Петербургские разработчики были особенно сильны в сегментах казуальных игр (более женская аудитория) и гиперказуальных игр (самая массовая аудитория)».

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предлагает альтернативные варианты помощи для индустрии: «У нас готовится целая программа по стимуляции и поддержке экспорта российских игр в Китай. Это может как-то компенсировать уход с недружественных рынков, где у нас возникают сложности».

В 2022 году в индустрии началась консолидация, появились первые профессиональные объединения: Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ), Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игры (АПРИОРИ), Русская Ассоциация Дистрибьюторов и Импортеров Видеоигр («Р.А.Д.И. Видеоигр») и другие.

Один из наиболее масштабных и востребованных проектов РВИ стал «Зал Славы» отечественной видеоигровой индустрии который призван рассказать о крупнейших проектах, а также о персонах индустрии — основателях студий, гейм-дизайнерах, разработчиках, журналистах и всех тех, кто повлиял на видеоигровую индустрию в России.

Кроме того, в Санкт-Петербурге существует развитая система подготовки кадров для индустрии. В Питерской Высшей школе экономики готовят специалистов по таким программам как: «Преградной анализ данных и искусственный интеллект», «Программирование и анализ данных», «UX-аналитика и проектирование информационных систем».

Вот один из примеров, как в Вышке работают с кадрами: «SuperCity — это игра студии Playkot с аудиторией 32 миллиона человек. В рамках проекта студенты (НИУ ВШЭ в СПбприм. ред.) должны были предложить подход, который позволял бы персонально для каждого игрока определять, когда и в какой форме лучше показывать предложения (офферы) о покупке игровых ресурсов за реальные деньги, другими словами – разработать систему, модель или набор правил для оптимизации выдачи таких предложений. Модель основывается на исторических данных, т.е. учитывает предыдущее поведение пользователя в игре».

Подробнее читайте на сайте университета: https://spb.hse.ru/ma/computer/news/707353732.html 

На Петербургском международном экономическом форуме, генеральный директор Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр Александр Михеев рассказал: «С момента идеи до момента релиза не доживают порядка 90% проектов. Проблема не в том, что они не знают, как делать игры, а в том, что они не знают, как делать бизнес. Игра – это стандартный контентный бизнес со всеми аспектами взаимодействия работодателя – сотрудника, лицензированием интеллектуальной собственности и многого другого. Нужно делать так, чтобы конверсия в успех повышалась. Мы совместно с Институтом развития интернета и Фондом развития интернет-инициатив сейчас выступили с предложением обсудить возможность и проработать концепцию первой акселерационной программы для геймдева. Сейчас мы формируем основные критерии и задачи, потребности со стороны индустрии, чтобы в рамках этой площадки повысить уровень компетентности разработчиков, тем самым увеличить шансы на то, что у нас игры дойдут до потенциального успеха и релиза».

***

Рубрика Start New Game подготовлена совместно с Организацией развития видеоигровой индустрии (РВИ).