В Нижнем Новгороде в ноябре прошел 4 сезон одного из самых престижных культурно- образовательных проектов «Литературная мастерская Захара Прилепина». Участники проекта прошли конкурсный отбор среди начинающих авторов со всей страны: из 300 заявок были выбраны только 20.

Как проходило обучение расскажет корреспондент «Петербургского Листка», ставшая участником мастерской.

В первой половине дня проходили разборы произведений самих участников проекта. Отмечались слабые места и недочеты разбираемого текста. Подчеркивались его сильные стороны, актуальность темы и многое другое.

Начинающие авторы смогли побыть в роли, как литературных критиков, так и сами получили определенную прививку к стрессоустойчивости: любой художник должен быть готов не только к положительным отзывам, но и к негативным мнениям.

Во второй половине дня, как правило, проходили лекции, посвященные современной литературе, под руководством Алексея Колобродова и Олега Демидова.

Практически ежедневно в «Мастерской» были организованы встречи и мастер-классы со знаменитыми писателями, военными корреспондентами, режиссерами, музыкантами, сценаристами, на которых звездные гости делились профессиональным опытом, рассказывали об особенностях работы, читали эксклюзивные лекции, вдохновляли и поддерживали будущих профессиональных коллег на плодотворную работу.

Гостями третьего потока были Герман Садулаев, Марина Кулакова, Владимир Безденежных, Андрей Рубанов, Сергей Летов, Илья Шамазов, Мршавко Штапич.

Кроме того, для участников проекта была организованна поездка в культурно исторический центр – город Арзамас. Где они провели абсолютно уникальные два дня, заполненные гостеприимством арзамасских краеведов, экскурсиями по историческим местам, встречами с писателями-этнографами, посещением музеев, старинных архивов библиотек, соборов, знаковых улиц и многое другое.


Владислав Крылов, аспирант МГУ, философский факультет МГУ, выпускник Литературного мастерской Захара Прилепина, публицист-критик.

— Расскажи, как попал в Мастерскую?

— До этого учился в Южном Федеральном Университете города Ростова-на-Дону, на философском факультете. Я попал в Мастерскую в 2022 году.

У меня есть замечательный товарищ, Кирилл Забелин, который тоже выпускник Литературной мастерской Захара Прилепина, студент философского факультета МГУ. Он учился в магистратуре. Про Захара Прилепина я, конечно, знал. Знал про Литературную Мастерскую, но как-то не было мысли, что мне туда нужно, а он, как выпускник мне сказал, что это место силы, место очень важное и ждущее таких, как мы с ним. И оказалось, что он абсолютно прав. Когда я попал туда, понял, что это действительно так.

— Место силы, место ждущее, как это?

— Мастерская Захара Прилепина – это уникальный для современной российской культуры проект для людей, которые заинтересованы в создании целой генерации новой культурной элиты, в которой сразу по нескольким направлениям готовят из простого энтузиаста профессионала своего дела, готовят благодаря учителям, благодаря регулярным занятиям. И все это носит такой замечательный сердечный характер, взаимную благожелательность друг к другу, базирующийся на общей культурном, иногда, даже политическом понимании текущей ситуации.

Борис Усов, был такой замечательный поэт-музыкант, сказал, что пора создавать заповедник для неприспособленных к жизни людей.

Литературная мастерская Захара Прилепина – это обратное такое явление, это своего рода заповедник, который всех нас готовит в люди, и это здорово.

Светлана Розналевич, поэт, медиа-менеджер.

— Светлана, расскажи, как попала на проект?

— Я подавала заявку с подборкой стихов в конце июля. Сейчас я работаю в сфере медиа. Занимаюсь соцсетями. Ну и, конечно, пишу стихи. На данный момент работа достаточно много времени.

— Сколько ты уже пишешь стихи?

 — Я начала писать относительно недавно. Сначала специальной военной операции.

— Что дала тебе литературная мастерская?

— Понимание, кто я на творческом пути, куда мне нужно двигаться. Понимание, кто я, как творческий человек. Дала мне те самые ориентиры, на которые я сейчас смотрю, которые я впитываю, которые откладываются на подкорке.

И в какой-то момент, когда ты начинаешь новое произведение, и ты уже пишешь с учетом тех рекомендаций, которые получил на занятиях.

Это может звучит очень сухо, но на самом деле ты всем своим существом впитываешь все, что дает Демидов Олег Владимирович, Колобродов Алексей Юрьевич. Я им очень благодарна за этот шанс, за эту возможность, за эти советы, рекомендации, за их мнение, их критику, их наставления.

Меня сейчас переполняют эмоции, что, наверное, больше и краше я не скажу.