Каждый год с приходом весны и тепла в Петербурге на дороги и тротуары выходят все больше и больше пользователей так называемых кикшеринговых сервисов – арендных электросамокатов. Востребованный городской транспорт, позволяет петербуржцам быстро и с комфортом передвигаться на небольшие расстояния, например от метро до работы или учебы.

Но, для большинства горожан самокаты на дорогах приносят больше негатива, чем удобства. «Петербургский Листок» выяснил, какие изменения введены с этого сезона и, как в других странах поступают с любителями электросамокатов.    

Перед началом сезона в Петербурге три крупнейшие кикшеринговые компании — «Whoosh», «Urent» и «Яндекс Go» подписали новое соглашение о правилах для электросамокатов на 2024 год.

Перемещаться на СИМ (средства индивидуальной мобильности), согласно новым правилам, можно только в разрешенных для этого местах со скоростью не более 25 км/ч, а вес электротранспорта не должен превышать 35 кг. На устройствах должны быть фары и тормозная система.

В Петербурге введены знаки, запрещающие движение самокатов по всей набережной Невы от Сенатской площади до Дворцового проезда. Штраф за нарушение – 500 рублей.

Стоимость каждой поездки всегда разная и складывается из двух частей: активация самоката и поездка. У каждого сервиса есть свои тарифы аренды. Воспользоваться самокатом и оплатить поездку поможет мобильное приложение. Стоимость активации транспорта от 30 до 70 рублей, плата минутной поездки от 3 до 6 рублей. Тариф зависит от дня недели, времени суток и количества доступных СИМ.

Согласно статистике Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД, электросамокатами пользуется преимущественно молодежь, поэтому чаще они оказываются пострадавшими в ДТП. Почти половина пострадавших — люди до 25 лет. Среди них много подростков: больше 20% — в возрасте от 14 до 19 лет.


Сообщения о травмировании поступают из Петербурга почти каждый день. Так, в Северной столице взорвался самокат прямо во время движения. Мужчина получил 20-процентный ожог задней поверхности бедер и поясницы — его госпитализировали в больницу.

На Невском проспекте с самоката упала 39-летняя женщина. Её госпитализировали с закрытой черепно-мозговой травмой.

Девушка упала с самоката у дома №26 на улице Дыбенко. У неё диагностировали черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и ушибы лица.

Проблема с безопасным передвижением на самокатах актуальна как никогда, и пока в России запущен процесс урегулирования движения, в Париже и Лондоне было принято решение вообще запретить использование электросамокатов. Сенатор РФ Андрей Клишас поддержал эту идею.

«По моему мнению, электросамокаты не должны передвигаться по городским улицам. Слишком много ЧП с их участием. Думаю, можно оставить их только в парках, где для этих устройств есть специально выделенные дорожки, либо в частных поселках, где собственники согласились с возможностью использования электросамокатов», — сказал Клишас.

Председатель СКР Александр Бастрыкин присоединился к этому требованию. «К сожалению, ранее принятые меры не решили проблему полностью. В различных регионах России фиксируются новые происшествия с участием лиц, небезопасно передвигавшихся на электросамокатах, в результате которых пострадали пешеходы, в том числе женщины и дети», — заявил Бастрыкин, приведя в пример несколько случаев ДТП.

РИАМО приводит мнение директора по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов: проблема заключается не в наличии самокатов, а в отсутствии единого свода правил для их использования. Важно следить за тем, чтобы как арендаторы, так и владельцы самокатов не нарушали допустимую скорость в 25 км/ч и соблюдали другие рекомендации.

«Безусловно, необходимо развивать инфраструктуру для микромобильности и делать это комплексно. Следует обеспечивать соответствующим пространством улично-дорожные сети, отделить от потока пешеходов и автомобилей. Как вариант – применять бордюры и специальную разметку, прибегать к делиниаторам для выделения отдельного пространства», – предложил Смирнов.

На улицах Парижа кикшеринг недавно запретили, однако это не лучший пример для подражания. По мнению эксперта, стоит обратить внимание на опыт Копенгагена.

«В 2020 году в Копенгагене уже был введен запрет на все арендные электросамокаты в городе, но в 2022 году решили их вернуть с рядом ограничений. Власти ограничили зоны завершения аренды, исключив центральную часть города, а также количество самокатов у одного оператора уменьшили до 800 (осталось около 3 200 самокатов на весь город). Запретили кататься без шлема и в состоянии алкогольного опьянения более 0,5 промилле», – рассказал Смирнов.

По словам экспертов, пока неизвестно, кто будет контролировать соблюдение новых правил, кто остановит самокатчика, едущего по тротуару со скоростью выше 25 км/ч.

Эти ключевые моменты пока прорабатываются. По словам сотрудника Госавтоинспекции МВД России Дмитрия Уварова, в новых правилах не обозначены и требования по номерам самокатов — значит опознать возможного нарушителя будет невозможно.

Так удобен ли такой транспорт или стоит его запретить? Большинство опрошенных петербуржцев (65%) заявили, что самокаты — удобный и доступный вид городского транспорта, который облегчает передвижение. Они выступают против запрета и считают, что просто необходимо соблюдать новые правила.   В то время как другие (35%) отметили, что запрет нужен, так как пешеходные дорожки заполнены «неадекватными самокатчиками», которые сносят людей с ног и не замечают этого.