Санкт-Петербург является большой находкой для кинорежиссеров. Наш город подходит для исторических и современных сюжетов, для разных эпох, и даже разных локаций. Петербург и его величественная архитектура не раз становились «главными героями» культовых кинокартин. Чем интересна Северная столица для киносъемок и что снимают сегодня, – выяснил «Петербургский листок».

Несбывшаяся Москва

Нашумевший российский фильм режиссера Михаила Локшина «Мастер и Маргарита, по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова, продолжают показывать в российских кинотеатрах, и вопросов о том, почему так много Москвы снято именно в Северной столице, становится больше.

Основное действие фильма «Мастер и Маргарита» разворачивается в Москве, но несмотря на это съемки проходили не только в столице, но и в Санкт-Петербурге. Важная роль в фильме отведена компьютерной графике, при помощи которой изображена советская архитектура: гигантские здания и утопические сады. Так, например, показали Дом Советов на Московской площади в Петербурге – самое большое сооружение города советской эпохи.


Локации Северной столицы использовались во многих эпизодах. Например, психиатрическая лечебница, в которую по сюжету попадает Мастер, визуализируется в Российской национальной библиотеке на Московском проспекте. В интерьерах РНБ (бывшей Ленинской библиотеки) проходило заседание Союза писателей.

Одну из самых ярких сцен фильма снимали в Этнографическом музее. Мраморный зал стал идеальной локацией для бала Сатаны.

Интерьер из розового мрамора вписался в демоническую вечеринку. Есть мнение, что Булгаков написал сцену бала Сатаны, вдохновившись приемом в английском посольстве, который был в русском стиле — с медведями, козлятами, петухами, — рассказывает художник-постановщик Денис Лищенко.

На Таврической улице Петербурга известный доходный дом Александра Сергеевича Хренова, в фильме показан как место, где находится та самая «нехорошая квартира». Здесь жили Берлиоз и Лиходеев, а впоследствии Воланд со свитой.

«Этот дом на Маяковке [в Москве] знают все. Но снимать там было решительно невозможно. Во-первых, в «нехорошую квартиру» до сих пор паломничество поклонников. Во-вторых, все вокруг уже выглядит по-другому — Садовая обросла современными салонами и магазинами, а во времена Булгакова там были деревья, — продолжает Лищенко. — Похожий дом в модерне мы искали по всей России. И в Петербурге нашелся именно такой, но, вот беда, он был без подъезда. Пришлось пересмотреть все парадные. К счастью, нам повезло. Оставалась самая сложная задача — сама квартира. В итоге мы воссоздали ее в большом павильоне. У нас было три недели на постройку многокомнатной квартиры с богатым деревом, лепниной, витражами. Это очень сложный объект, который должен был потом трансформироваться — магическим образом коридор удлинялся, и мы попадали на бал Сатаны».

Локации фильма сфокусированы на советской архитектуре 1931–1935-х годов, когда был проведен конкурс на Дом Советов и принят новый генплан Москвы.

«В Питере постконструктивистская архитектура чувствуется масштабнее, — говорит архитектурный консультант фильма «Мастер и Маргарита» Александра Селиванова. — Так как городу с самого начала присуща ансамблевость, он создавался, так сказать, большими мазками».

Санкт-Петербург – город с особой исторической и культурной атмосферой. Сколько видов, достопримечательностей, скрытых дворов и мостов. В кино выразительные образы всегда играли немаловажную роль, возможно, поэтому Северная столица так любима режиссерами. О фильмах, снятых в Петербурге, говорят и сегодня, как об культовых картинах, которые должен увидеть каждый.

Берлин, Лондон, 90-е, Великая Отечественная

Фильм «Брат» — известная криминальная драма Алексея Балабанова стала манифестом целого поколения. В кадре можно увидеть архитектуру Миллионной улицы, набережную канала Грибоедова, Исаакиевский и Казанский соборы.

В городе немало архитектуры, вдохновленной английским стилем, поэтому воссоздать лондонскую атмосферу не составило труда – фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» тому подтверждение. Город практически «сыграл Лондон» в нескольких сериях. Так, в фильме можно увидеть локации на Черной речке, в заброшенном особняке — даче Салтыковой, и на нескольких кадрах, — строительство будущего вестибюля метро.

Небезызвестная культовая картина — «Старик Хоттабыч» 1956 года. Этот добрый фильм многим запомнился с детства. Его съемки прошли в четырех советских городах, одним из которых был Ленинград.

Атмосфера северной столицы не перестает привлекать создателей фильмов и сегодня. В наши дни в кинолентах Петербурга много успешных и известных картин, такие как: «Майор Гром» (2017), «Холоп 2» (2023), «Онегин» (2024), «Монохром» (2024). Киностудия Artel Film снимала в прошлом году третий сезон веб-сериала «Про людей и про войну» о событиях Великой Отечественной войны.

В городе также завершаются съемки масштабной остросюжетной шпионской драмы «Берлинская жара». По словам создателей, именно в Северной столице удачнее всего воссоздавать Берлин 1940-х годов. Съемки проходили в историческом центре: на набережной реки Мойки, Большой Морской улице, Исаакиевской площади, Вознесенском проспекте, улице Репина, в Петропавловской крепости.

Продюсер сериала Дмитрий Пристансков заявил, что исторические места Петербурга были выбраны для съемок не случайно.

«Архитектурный стиль Санкт-Петербурга стал прообразом Берлина. И в этом большая заслуга наших декораторов, ведь приходится буквально воссоздавать Берлин того времени на улочках старого Петербурга. Исторически верно декорировать пространство – сложная, дорогая и кропотливая работа. Например, бывшее консульство Германии на Исаакиевской площади идеально вписалось в сюжет. И таких объектов немало. А сцены, касающиеся линии отечественных ученых, руководства СССР и советской внешней разведки, мы планируем снимать в кабинетах исторических зданий столицы нашей Родины», – сообщил продюсер.

«Кадров приходится снимать очень много. Это сложное постановочное кино, с большим количеством деталей, и нам важно их передать в кадре, чтобы зритель предельно точно прочувствовал и погрузился в нашу историю. Мы должны завершить работу над фильмом к сентябрю 2024 года», – отмечает он.

Атмосфера Петербурга манила к себе режиссеров во все времена, ведь все в этом городе может стать идеальной декорацией к фильму. Чем интересна Северная столица для киносъемок рассказал «ДП» генеральный продюсер кинокомпании «Гамма» Виктор Будилов.

«Петербург важен как место съемок, когда он виден. Когда нужен именно парадный Петербург — чтобы в кадре были дворцы, мосты, Нева, Петропавловская крепость. Когда Петербург — своеобразный образ и герой, тогда, конечно, есть смысл съемки здесь. Когда мы снимаем нечто иное, то нет. Поэтому у нас не так много проектов, которые требуют исторических видов. Хотя мы работаем в павильонах «Кинополиса» и в Сестрорецке», — прокомментировал продюсер.

Михаил Леонидович Местецкий – кинорежиссер и сценарист отметил, что Россия нуждается в «питерском кино», а сам город он считает идеальной территорией для съемок.

Вы петербуржцы, наверное, только умом это понимаете, но не замечаете. А мы, когда сюда приезжаем, понимаем, что в Петербурге такая красота, что тут нужно снимать и снимать. Город создан для съемок: ты в любую сторону поставишь камеру, и это будет… настоящая красота. Это колоссальное впечатление для свежего взгляда», — сказал Местецкий.