В конце апреля в Петербурге прошло голосование о запрете электросамокатов. Организатором выступила команда движения «Ц» («Центральный район за комфортную среду обитания»). Инициативу поддержали более 350 человек. Этого количества должно хватить, чтобы в городе прошел референдум о запрете самокатов. Сейчас подписи уже проходят обработку в ГИК.

Естественно, недовольных модой на самокаты горожан в Петербурге намного больше. «Петербургский Листок» разбирается, нужен ли Северной столице такой вид транспорта. 

Быть пешеходом непросто. Раньше опасность исходила только от проезжей части, пьяных водителей или неумелых гонщиков, а сейчас и на тротуаре сложно почувствовать себя в безопасности.

С появлением электросамокатов на улицах городов, в летний сезон не проходит и дня без происшествий. Пользователи СИМ (средств индивидуальной мобильности) то и дело попадают в аварии, травмируют прохожих, а иные настолько проникаются дорогой, что выезжают на места, не предназначенные для столь мобильных граждан.

Далеко не все готовы мириться с «террором» самокатчиков. Так, общественное движение из Центрального района Санкт-Петербурга провело сбор подписей за организацию городского референдума, на котором и решится судьба электросамокатов.

Поддержать организацию референдума пришла Надежда Тихонова —председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат 6-го созыва Законодательного Собрания Петербурга. По её словам, запрет электросамокатов лишь временная мера, он необходим до тех пор, пока в городе не появится соответствующая инфраструктура.

Важно отметить, что сбор подписей, хоть и проходил с большим уклоном в пользу запрета, допускал и даже приветствовал альтернативные точки зрения. Так ещё на этапе приглашения людей на голосование, на странице движения «Ц» в VK было опубликовано приглашение от сторонника кикшеринговых сервисов Александра Нетужилова: «Для решения вопроса запрета, либо, напротив, сохранения кикшеринга необходим общегородской референдум. И все должны быть готовы согласиться с решением большинства как высшей формой демократии».

Хочется отметить, что не все политики поддерживают идею полного запрета СИМ. Депутат ЗакСа Денис Четырбок высказал сомнения на счет возможности воплощения такого закона в жизнь. В своём интервью «Комсомольской правде» политик заявил, что на региональном уровне проблему решить навряд-ли получится, т.к. кикшеринг — это предпринимательская деятельность, которая находится в компетенции федеральных властей и ограничения возможны, соответственно, лишь в рамках федеральных законов.

Однако есть опыт, который говорит об обратном. С 26 марта власти Перми запретили парковку электросамокатов в центре города, из-за чего интерес к этому виду транспорта быстро сошел на нет.

В следствие этого кикшеринговые компании очень скоро полностью покинули Пермь, а пешеходы снова почувствовали себя в безопасности. Тем не менее, наложение подобного запрета в Петербурге не дает гарантий что аренды полностью исчезнут.

С проблемой самокатов борются и за пределами России. В Европе движение электросамокатов разрешено только по проезжей части. В Лондоне и скандинавских странах СИМ почти не используются как транспорт и езда на них разрешена только в специально отведенных местах. В Париже и вовсе аренду электросамокатов запретили полностью.

Но здесь важно заметить, что в России кикшеринг развивается уникальным путем. За счет обилия городов-миллионников, она приносит в городскую среду свои плюсы: разгружает дорожный трафик, не несет вреда для экологии и помогает куда быстрее перемещаться по большому городу.

В Санкт-Петербурге уже введены ограничения, благодаря которым на некоторых центральных улицах, в парках и других местах повышенного риска самокаты сами замедляются или вовсе перестают ехать. Подобные компромиссы, кстати, действительно снижают количество аварий и в то же время не слишком ущемляют пользователей кикшеринга.

Существуют ли ещё способы «примирения» пешеходов и водителей самокатов?

Да, по мнению юриста Евгения Осинцева есть три способа окончательно решить эту проблему: радикальный, средневзвешенный и точечный. С радикальным мы уже знакомы — его успешно реализовали в Перми и Париже (он нам не подходит, ведь в «выигрыше» остается только одна сторона).

Средневзвешенный подразумевает заведомо запрограммированное ограничение скорости и постановление самокатов на учет для возможности правового регулирования. В случае точечного вмешательства ничего менять не нужно.

Можно сказать, оно существует прямо сейчас, но требует гораздо большего внимания, потому как юридически простые прохожие и самокатчики в равной степени являются пешеходами, а значит виноватого определить гораздо сложнее, чем в случае ДТП с автомобилями (по правилам в ДТП, где пострадал пешеход водитель авто всегда является виновным).

Споры о самокатах возникают каждый год: их запрещают, ограничивают и пытаются регулировать. Особо недовольные даже выкидывают злосчастный транспорт в реку. Как и любое новшество самокаты ещё не прижились в нашей жизни, а поиски компромисса лишь затягиваются, но никак не могут прекратится.

Ну а пока они продолжаются, мы можем лишь рекомендовать водителям самокатов регулярно освежать в голове ПДД, а пешеходам внимательно вести себя на дороге и почаще смотреть по сторонам.