Российскому автомобилю, история которого началась на железной дороге, исполняется сегодня 115 лет. «Петербургский листок» расскажет историю «Руссо-Балта» – первого русского автомобиля.

1869 год – в России активно шла стройка железных дорог на Урале и знаменитой Транссибирской магистрали. Вагоны для поставки материалов изготавливались на Русско-Балтийском Вагонном Заводе в Риге.

После окончания стройки, поезда с РБВЗ перестали пользоваться популярностью. Но, параллельно начала разгораться Русско-Японская война. На фронте понадобились обозы, на изготовления которых согласился вагонный завод. До 1905 обозы, в том числе для железнодорожных путей, исправно поставлялись русской армии. После победы Японии спрос на повозки упал практически полностью.

Функционирование завода было под угрозой. Приходилось искать новое направление работы, развитие которой предложил председатель совета директоров Михаил Владимирович Шидловский: развернуть производство самых востребованных автомобилей. Идея сразу же была принята к обсуждению и утверждена в работу.

Статистику по востребованности собрали сразу. Журнал «Автомобиль» провел опрос среди автомобилистов, о комплектации, виде, и особенностях в машинах, которые им интересны. Ответы были получены от 205 человек, каждый из которых описывал свои пожелания и видение автомобиля. Было решение остановиться на выпуске автомобиля на 4-6 мест с 4-цилиндровым мотором мощностью 20-40 л.с., водяным насосом и вентилятором.

Началась новая эра. Эра автомобилей. В 1909 году РБВЗ представил первый автомобиль «Руссо-Балт» С-24/30. Граждане с упованьем ждали этого прорыва в индустрии машиностроения. И он случился – 8 июня, в солнечный летний день. Партия из 347 автомобилей была готова к продажам и встречам с новыми владельцами.

Над моделью работали инженеры И. Фрязиновский, Ж. Поттер и Д. Бондарев. Именно они преобразили желание народа в жизнь, которая увы продлилась недолго.

Каким бы идеальным не был вид «Руссо-Балта», насколько бы сильно он не соответствовал требованиям водителей, отечественный рынок автомобиль не завоевал.

Конкуренты и аналоги буквально наводнили растущий рынок своими моделями. Именно поэтому, во времена Первой мировой войны, большая часть машин ушла в помощь русской армии, подобно своим пращурам, автомобили служили верными помощниками для солдат. Ими они остались навсегда, как и их производство, остановившееся после начала Революции.

Сегодня «Руссо-Балт» жив лишь на страницах книг и в телевизионных сюжетах. Большая часть автомобилей уничтожена на войне, во всем мире осталась только одна модель оригинальная этого автомобиля – она стоит на ВДНХ в музее-гараже особого назначения. Попасть туда может любой желающий, кому не равнодушна дореволюционная история российского автопрома.

В современной истории было несколько попыток возрождена легендарной марки. Так, в 2006 году в Подмосковье собрали модель спорт-кара Russo-Baltique Impression, однако даже в мелкую серию автомобиль не пошел.