Наводнение в Петербурге унесло жизни 600 человек
«Петербургский Листок» вспоминает самое масштабное наводнение в городе на Неве, которое произошло ровно 200 лет назад.
«Шведский дипломат по фамилии Маркс сообщал, что в 1720 году появился в Петербурге неизвестный мужик и стал смущать и запугивать горожан, будто через несколько дней придет с моря «злая вода» и погубит город и всех его жителей». («Петербург таинственный. История. Легенды. Предания», В. Бурлак)
Петербургу всегда пророчили гибель, будь то наводнение пожар или война.
«Согласно предсказаниям, «первая гостья-беда — злая вода; вторая — неукротимые огненные вихри; третья — мор и голод. Они будут терзать город, унося с каждым своим набегом тысячи его жителей. Так будет продолжаться, пока белокурая всадница на белом коне с тремя цветками не объедет трижды вокруг города и не возвестит: «Терзающим город бедам конец!..»
За всю историю Санкт-Петербург хранит в своей памяти воспоминания о 308 наводнениях – почти каждый год. Самые серьезные – 1777-го, 1824-го и 1924-го годов, когда уровень воды в Неве поднимался выше ожидаемого более чем на 3 метра.
После наводнения 1777 года вышли новые правила для жителей о том, как действовать в случае будущей опасности. Например, стали использовать стрельбу из крепости и сигнальные флаги днем, а также фонари ночью для предупреждения о приближении стихии.
Императрица Екатерина II так вспоминала тот страшный день: «Сколько разбитых стекол! Сколько опрокинутых горшков с цветами! И как будто под стать цветочным горшкам, на полу и на диванах лежали фарфоровые горшки с каминов. Нечего сказать, тут-таки похозяйничали! И к чему это? Но об этом нечего спрашивать. Нынче утром ни к одной даме не придет ее парикмахер, не для кого служить обедню и на куртаге будет пусто». (Письмо Екатерины II к барону Фридриху Мельхиору Гримму, СПб, 10 сентября 1777)
Итогом наводнения 1924 года стал убыток в бюджете города на 130 млн рублей или 10 процентов стоимости основных фондов ленинградской промышленности. Уровень воды вырос на 369 – 380 сантиметров выше обычного.
Сегодня, 19 ноября, спустя 200 лет «Петербургский Листок» вспоминает одно из самых страшных затоплений в истории города – наводнение 1824 года.
Еще накануне вечером можно было заметить сильные порывы ветра и бушующие волны в реках и каналах. Всю ночь были слышны пушечные выстрелы, а фонари на Адмиралтейской башне, которые предупреждают горожан о надвигающейся опасности, так и не были сняты или погашены.
«7 числа рано по утру вѣтръ сильно началъ увеличиваться, а въ 10 часу превратился въ ужасную бурю, которая не токмо срывала крыши съ домовъ и вырывала большія деревья съ корнями, но даже обратила естественное теченіе самой Невы въ противную сторону. Въ 10 часовь вода начала выступать изъ береговъ, а въ началѣ 12 часа наводнились уже двѣ трети города…» («Описание наводнения, бывшего в Санктпетербурге 7 числа ноября 1824 года», С. Аллер)
Известный писатель того времени Фаддей Булгарин отмечал в своих записках, что «…Нева, встретив препятствие в своем естественном течении, не могла излиться в море. Она возросла в своих берегах, переполнила каналы, через подземные трубы фонтанами хлынула на улицы». («500 великих катастроф», Н. Непомнящий)
Писатель Грибоедов, вспоминая тот страшный день, напишет: «Люди, несмотря на очевидную опасность, полагали, что до нас не скоро дойдет; бегаю, распоряжаю — и вот уже из-под полу выступают ручьи, в одно мгновение все мои комнаты потоплены; вынесли, что могли, в приспешную, которая на полтора аршина выше остальных покоев; еще полчаса — и тут воды со всех сторон нахлынули, люди счастию вещей перебрались на чердак». («Частные случаи петербургского наводнения», А. С. Грибоедов)
Уровень воды поднимался до двух часов дня, затем, на четверть часа он неожиданно остановился, и вода начала убывать с еще более высокой скоростью, чем приходила.
Наступила ночь, фонари, то вырванные ветром, то снесенные водой, не освещали улицу совсем, тротуары были завалены всякой болотной тиной, а между домами было крайне опасно.
Следующее утро было морозное, особенно это ощутили люди, переживавшие ночь на чердаках и крышах. Однако все, что действительно беспокоило людей, это судьба их близких, о которых они ничего не знали.
Само наводнение в Санкт-Петербурге 19 ноября 1824 года оставило незабываемый след в истории города. Несмотря на то, что прошло уже двести лет, это событие всегда будет напоминать о силе природы и необходимости принять все возможные меры для защиты города от подобных катастроф.
По оценкам экспертов, во время наводнения были разрушены более четырех с половиной сотен домов, повреждены более трех с половиной тысяч зданий, погибли 3 600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести в Финском заливе.
Побороть стихию окончательно удалось лишь с постройкой Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений или Петербургской дамбы. Строительство велось с 1979 по 2011 год.