«Марк, ты – неплохой пацан, но все равно мне не нравишься»
Быть педагогом – тяжелый труд. Для того чтобы учить детей, необходимо обладать терпением и любовью к своему делу. Но бывает так, что учителя идут работать в школу, не понимая, что их ждет. И тогда система ломается, и происходят конфликты, в которых потом участвуют и дети, и родители, и иногда даже прокуратура.
В коррекционной школе №4 Васильевского района в Санкт-Петербурге произошел скандал. В сеть попали аудиозаписи двух уроков, на которых учителя издеваются над детьми с ограниченными возможностями здоровья. Угрозы, ругань, оскорбления – все это заставило следственный комитет и прокуратуру обратить внимание на то, как все-таки проходит обучение в этой школе.
О том, что происходило в классе, рассказали родители учеников 1-го дополнительного А класса коррекционной школы №4 Васильевского района.
«В феврале мне ребенок впервые сказал, что его обижает учитель. А во время того, как мы дома делали уроки, он просил меня завязывать ему ноги. Я не понимала, зачем это. Меня это насторожило, но я подумала: вряд ли ему в школе завязывают ноги. И даже не спросила его об этом, — рассказала Наталья, мама Артема. — Он показал, как его обижает учитель, нанося удары себе по голове. Я позвонила учителю. Она сказала, что ребенок фантазирует, все выдумывает. Это можно ожидать, ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Но когда что-то происходит систематически, ребенок это запоминает».
Жалобы ребенка на то, что учитель бьет и обижает его, продолжались. И в один момент родители решили положить диктофон в рюкзак сына. То, что показала аудиозапись, повергло в шок. Стало понятно, что в классе абсолютно отсутствует учебный процесс, педагоги заняты обсуждением личной жизни и прикрикивают на учеников, когда те мешают им болтать о своем.
Фрагменты аудиозаписи в своем телеграм-канале опубликовал юрист Никита Сорокин, который представляет интересы семей в этой истории.
Слушать запись порой невозможно. На записях слышно, как женщины называют детей: «морда бестыжая», «бестолковка», «чудовище», «раздолбай», «хорек». Там же звучит и имя одной из присутствующих — классного руководителя.
«Марк, ты вроде неплохой пацан, но ты все равно мне не нравишься», — говорит одна из женщин.
Также слышны звуки ударов, а так называемые педагоги на записи угрожают детям физическим насилием: «сейчас палку возьму», «хочешь линейку?», «сейчас как дам».
То, что детей били и оказывали психологическое давление, подтвердил и другой ребенок из класса. Он ушел на семейное обучение и рассказал родителям о том, как учитель их бил и издевался.
После того, как родители увидели синяки на теле ребенка, было принято решение поехать в травмпункт и зафиксировать травмы.
Были попытки решать конфликт без привлечения органов власти.
После произошедшего родители написали заявление с просьбой сменить педагогов, но ответа не последовало. Поэтому мама одного из учеников написала заявление на имя школы и предоставила как доказательство все аудиозаписи с диктофона. Началась служебная проверка, но деятельность учителей не приостановили, они продолжили «обучать» детей.
Далее состоялся разговор в присутствии учителей и юриста от отдела образования.
«Мы решили разобраться мирно, пришли к завучу, послушали аудио. Те такие: да, все сделаем, эти педагоги работать с вашими детьми не будут, сейчас расследование». То есть пошли на уступку. Мы успокоились.
Приходит директор, вызывает юриста из комитета по образованию, и они на прошлой неделе сказали, что не видят веских причин для увольнения педагогов», — рассказывают родители.
Было принято решение обратиться в прокуратуру, где осуществляют проверку «по информации о применении ненадлежащих методов воспитания в отношении несовершеннолетних учащихся одного из коррекционных образовательных учреждений района».
Что говорит юрист?
По мнению юриста, идентифицировать женщин на аудио можно по косвенным признакам: женщины обсуждают личную жизнь.
Предполагается, что данные события можно квалифицировать как истязание.
Также правоохранительные органы могут усмотреть превышение должностных полномочий, халатность, оставление детей в опасности.
Отягчающие обстоятельства — действия были совершены группой лиц в отношении малолетних.
Директор школы от комментариев отказалась, а группу и сайт школы закрыли от обращений и заявлений. Ответственных за связи с общественностью также скрыли.