В истории ленинградского метрополитена есть одна ошибка, которая приостановила работу метрополитена на долгие годы. 8 апреля, ровно 50 лет назад случилось затопление тоннеля между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества».

8 апреля 1974 года около 16:30 смесь воды и песка начала заполнять собой пространство строящегося тоннеля. Этот подземный переход вел в сторону станции «Площадь Мужества», а оказался затоплен почти до станции «Лесная».

На пути бурильщиков встретился плывун.

«Врезавшись в подземное болото, метростроевцы нарушили его вековой сон. Проснулся плывун, рассердился и начал борьбу не на жизнь, а на смерть. Что будет, если не сражаться с плывуном? Громадные массы песка вместе с водой устремятся к вырытому тоннелю. Вот уже заполнен весь тоннель, но образуются пустоты там, откуда ушел плывун. Воронка растет, а со всех сторон в не е все ползут и ползут новые массы плывуна, и нет им конца и края. Болото вытекает из-под домов, тротуаров, мостовой», — писал о событии историк Соловьев в книге «Сто историй о подземном городе».

Стройка пролегала сквозь русло подземной реки. Предварительно ее заморозили, это было не в новинку, так поступали со всеми плывущими грунтами в Ленинграде, но из-за спешки инженеры не рассчитали всего масштаба подземной реки.

Остановили напор воды и песка путем закрытия аварийных дверей и постройкой новых бетонных ограждений.

Пострадавших, к счастью, не оказалось, а вот новых проблем у строителей метрополитена оказалось не мало. Как строить дальше, как успеть? Пять станций должны быть сданы к 25 съезду ЦК КПСС.

Строить в обход слишком долго, возводить снизу или сверху слишком проблематично. Надо строить дальше. Решили заморозить плывун не криогенном, как раньше, а жидким азотом. Этот опыт был в новинку не только для советских инженеров, но и для всего мира в целом.

Около двух лет освобождали все занятые плывуном тоннели. Потом километр тоннеля под площадью Мужества, где прорвался «враг», укрепили стальными листами. Выкрасили их в красный цвет. Получился «красный тоннель».

Это решение для Северной столицы закончилось еще одним обрушением. Со временем тоннели просели, а песок напитанный как губка водой стал просачиваться в щели. В ночь с 3 на 4 декабря 1995 года плывун снова пробрался в толщи тоннеля, движение поездов было приостановлено, а позже и вовсе решили затопить полностью этот перегон.

Позже инженеры скажут, что ставить тоннели друг над другом, продолжить строить прямо через плывун, а не в обход, станет роковой ошибкой для этой дороги.

Доктор технических наук Архипов Алексей Германович (ООО «Геодиагностика») в своей книге делает следующие выводы о возможных причинах размывов: главная проблема – отсутствие информации о состоянии (сплошности) ледогрунтового массива по трассе тоннелей в 1974 году и информации о состоянии грунтов основания тоннелей в декабре 1995 года.

Сегодня жители Санкт-Петербурга снова будут ездить по «Красной ветке», только построенной уже в обход предыдущей и на двадцать метров выше.


В 1986 году. был снят фильм «Прорыв», рассказывающий об этой памятной катастрофе. В ленте снялись: Олег Борисов, Андрей Ростоцкий, Андрей Краско.