Матисов остров находится в историческом районе Коломна, который сейчас относится к Адмиралтейскому району. Омывается тремя реками: Мойкой с севера, Большой Невой с запада и Пряжкой с востока и юга. «Петербургский Листок» выяснил, как изменится часть Коломны после реновации промышленной зоны.

Согласно городской легенде, остров назван в честь мельника Матиса, жившего тут в петровские времена. В один из дней Северной войны его дети катались на лопастях мельницы, откуда увидели надвигающиеся шведские корабли. Отец передал информацию военным о наступлении врага — за это Петр I ему вручил охранную грамоту и назвал остров в его честь.

В 1765 году все поселение на острове сгорело, и хоть впоследствии оно и было восстановлено, это стало отправной точкой к индустриализации острова. Были построены казенные склады, водочный завод фирмы «Бекман и Ко» и металлургический завод Берда.

Потомки Берда успешно продолжали дело предка, развивая бизнес-империю, пока не продали все имущество французскому акционерному обществу в 1881 году. На момент продажи им принадлежало больше половины острова, на которой находились верфи, чугунолитейный и лесопильный завод.

После революции 1917 года предприятия были национализированы. Из-за отсутствия новых заказов верфи пришли в упадок и занимались в основном ремонтом судов. На заводах стали производить продукцию из алюминия и его сплавов.

В 90-е «Адмиралтейские верфи» из-за кризиса начали строить суда не только для нужд армии, но и по заказу частных лиц.


Петербургский скульптор Роман Шустров предлагал преобразить остров в «Город мастеров» — арт-пространство, где находились бы мастерские художников, скульпторов и кузнецов. По его задумке, на берегу реки Пряжки, огибающей остров, должны были появиться небольшие скульптуры. На месте пустыря, возникшего после сноса матисовских бань, планировалось построить мельницу с фигурой мельника Матиса. Задумка скульптора так и не была осуществлена.

Сейчас большую часть острова занимают «Адмиралтейские верфи», принадлежащие государственному судостроительному холдингу. С ними граничит бывший фольгопрокатный завод, купленный застройщиков «ЛСР» в конце 2021 года для редевелопмента.

Сумма сделки по оценкам Дмитрия Лехмуса, партнера Rusland SP (компания консультирует по вопросам инвестиций и девелопменту — прим. ред.), могла составить до 3 млрд рублей. Площадь участка – 3 га. Из-за нехватки подготовленных участков под жилую застройку строительные компании все чаще прибегают к редевелопменту. Изменения территории могут происходить посредством перестройки зданий или же их полного сноса. Сделать из бывшей промзоны комфортный жилой комплекс стоит дороже, чем построить дом на пустыре, из-за этого цена квадратного метра выше.

Несмотря на это, спрос на такие проекты имеется: люди готовы платить больше за квартиру, которая находятся близко к центру и с развитой инфраструктурой рядом. В разговоре с изданием «Коммерсантъ» партнер East Real (международная компания, занимающиеся коммерческой недвижимость, — прим. ред.) Сергей Федоров назвал проект по редевелопменту Матисова острова сложным.

Часть площади застройщик будет вынужден отдать под санитарную зону соседствующих «Адмиралтейских верфей». Планы по строительству шахты метро «Горный институт» в этом месте и неясные перспективы психиатрической больницы, находящейся рядом, так же делают проект проблемным.

Недостатков у локации достаточно, но эксперты сходятся во мнении, что проект все равно остается перспективным.

В комментарии для «Делового Петербурга» Виталий Коробов, генеральный директор компании Element, рассказал про особенности острова, делающие его привлекательным для застройки: близость к центру города, рядом выезд на ЗСД и вид на воду.

Другой эксперт Дмитрий Михалев, руководитель по связям с общественностью и органами госвласти «СПБ реновация» сошелся во мнении с Коробовом.

«В целом эта локация — как и основная часть Коломны — отличается довольно спокойной атмосферой. Это «тихий центр», несколько обособленный от других районов. Сам Матисов остров — в основном промышленная территория с небольшим включением жилой застройки», — поделился эксперт.


Согласно проекту «ЛСР», на участке планируется построить несколько жилых домов высотой 9-10 этажей, общей площадью 70 тыс. м2. Дома на набережной будут повторять изгиб русла реки. В планах есть мини-поликлиника на 600 м2 и 6,7 тыс. м2 офисов, соответственно.

Из всех промышленных зданий, находящихся на территории будущей застройки, будет оставлено только одно: производственное здание франко-русских заводов с водонапорной башней, построенное в 1860-х. Оно является выявленным объектом культурного наследия.

Остальные восемь строений, возведенных в 1920-1980, будут снесены. Даты начала и окончания строительства на данный момент неизвестны.