Искусство работы с командой или Как вопросы руководителя влияют на продуктивность совещаний
Вдохновить команду на разговор не так просто, как кажется. Умение задавать вопросы — это искусство. Это относится не только к рабочей сфере, но и к жизненной. Например, попробуйте спросить ребенка: «как дела в школе?». Что он вам ответит? Скорее всего, скажет: «нормально».
Но стоит вам только изменить свой вопрос, тем самым проявив больший интерес к беседе, как обратная связь сразу же изменится. Вместо банального и пустого «как дела?» можно спросить «что было самым хорошим в этот день?», «что было самым неприятным?», «кто тебя сегодня разозлил больше всех?», «что тебя сегодня рассмешило больше всего?» и так далее.
Четкие, открытые вопросы, в которых явно виден проявляемый интерес, ведут к таким же открытым ответам и стопроцентному вовлечению в беседу. Конечно, работники — не дети в школе, но эта техника применима везде, иногда в немного измененном виде.
Так на ситуации, когда руководитель собрал сотрудников на совещание и спросил: «Есть ли у вас вопросы?», можно сразу ставить крест.
Во-первых, не у всякого человека хватит мужества, чтобы в молчащей группе образно выйти вперед и сказать: «Да, у меня есть вопрос».
Во-вторых, что это вообще за вопрос такой? Конечно, вопросы есть, они всегда есть, а тем более на работе, где вопросов порой больше, чем ответов. Поэтому, если руководитель заинтересован в развитии своих работников и компании, он должен раз и навсегда забыть о том, что такое общие «закрытые» вопросы. Вместо этого он должен использовать только те вопросы, которые предполагают развернутый ответ и на которые нельзя ответить коротко – «да» или «нет». Например, встречу можно начать с таких фраз, как: «какие вопросы у вас есть?», «какие плюсы и минусы вы видите в нашей стратегии?», «как по-вашему ее можно улучшить?» и так далее. Это будут вопросы, действительно побуждающие людей к диалогу.
Итак, руководитель задал вопрос, и в воздухе повисла пауза. Сглаживая неловкость, он тут же отвечает сам и быстро переходит к следующему вопросу. Это, конечно, неправильно. Часто людям надо дать время на осмысление вопроса. Дать им подумать и собраться с силами и решимостью, чтобы ответить или уточнить что-то. Поэтому умение держать паузу тоже невероятно важно. Серьезные разговоры, как правило, начинаются с тишины.
Однако высказаться перед аудиторией бывает непросто, даже если вы — ее часть. Поэтому задача лидера, тренера или фасилитатора — создать некую зону безопасности для людей.
Как это делается? Проще всего проводить обсуждения, поделив людей на небольшие группы или пары. Чем меньше группа, тем больше в ней чувствуется безопасность. Таким образом, люди становятся более уверенными, и повышается качество задаваемых ими вопросов и их собственных внутригрупповых решений. Затем можно двигаться в сторону общих обсуждений всей аудиторией. Для этого нужно постепенно выводить людей из мини-группы в общую группу.
Пользуясь этими нехитрыми правилами, вы всегда сможете получить качественную и полноценную обратную связь в диалоге.