«Третье место» — культурное пространство в историческом особняке Гурьевых-Нарышкиных в центре Санкт-Петербурга. Относительно новая точка на культурной карте города. Оно работает в Петербурге с 2020 года.

«Петербургский Листок» попросил основателей проекта Ольгу Звагольскую и Дмитрия Гачко рассказать читателям об истории создания «Третьего места», и ответить на непростой вопрос: зачем городу еще одно креативное пространство. (Предупреждение: в материале будет много непорочных слов, для удобства мы разместим небольшой словарик в конце статьи).

Сегодня в «Третьем месте» проходят лекции об искусстве, науке и технологиях, специальные выставки, поп-ап маркеты* и тематические уик-энды. Отдельное место отведено NFT-маркетплейсу* «Third Place». Это площадка для токенизации* и продажи оцифрованных картин.

— Как возникла идея создания проекта?

— Команда проекта искала здание для четвертого отеля сети Faces и параллельно разрабатывала проект выставочного пространства. Легендарному зданию-памятнику грозило разрушение. А теперь это новаторский арт-центр, который объединяет цифровые проекты и художественную галерею.

— Особняк Гурьевых-Нарышкиных, находится на Литейном проспекте. Почему выбор пал на это историческое здание?

— Для арт-центра выбрали особняк на Литейном, 62. Комплекс зданий относится к памятникам архитектуры регионального значения. Дом построили в конце XVIII века, но потом перестроили. Над дворцовыми интерьерами, флигелями и галерей работал архитектор Г.Э. Боссе.

Он также известен как «обер-прокурорский дом» – в конце ХIX века в нем жил обер-прокурор и ученый-правовед Константин Петрович Победоносцев. До того зданием владели князь Лопухин, затем Эммануил Нарышкин, после Православное духовное ведомство и Священный Синод. Последнее, что располагалось здесь — музей октябрьской железной дороги. Но он сменил локацию в 2001 году, то есть почти 20 лет особняк пустовал.

Мы, конечно, были удивлены, что историческое здание в самом центре Санкт-Петербурга пустует. Кстати, комплекс стоил недорого — 350 миллионов рублей. Поразительно, что дом и двор с исключительной историей оказались настолько доступны.

К тому же, это не первый опыт редевелопмента* знаменитого памятника рядом с Невским проспектом. Наша команда уже открывала три гостиницы на Малой Морской улице, на набережной Мойки и на улице Мира. Но там здания были арендованы, а особняк Гурьевых-Нарышкиных приобретен в собственность.

Особенность территории в том, что по охранным требованиям, нельзя создавать новые планировки, поэтому для классического редевелопмента она не подходит. Вот почему даже с учетом первоклассной локации дворцовое здание было в запустении. Зато в огромном особняке с парадным холлом и лестницами можно было обустроить музей, лекторий, пространство для выставок.

— В чем отличия «Третьего места» от других подобных пространств?

— Во-первых, креативное пространство открыто нестандартным для такого рода заведений инвестором — IT-компанией.

Во-вторых, «Третье место» отличается от других публичных пространств сочетанием сфер гостеприимства и ресторанных услуг с арт-рынком, научным лекторием.

В-третьих, арт-центр привлекает к искусству людей, занятых в мире технологий. Главные задачи —  создание места встречи креативной индустрии и современных технологий. Создатели рассчитывают интегрировать цифровое и физическое искусство.

Для этого сегодня мы создаем крупнейшую частную коллекцию классического искусства, а также даем возможность авторам и владельцам объектов искусства токенизировать свои работы и продавать права на них.

«Третье место» работает на стыке онлайн и офлайн-выставок, и в этом уникальность арт-центра.

— Если коротко, как это работает?

— Техническая команда «Third Place NFT» вместе с музеем выбирает картину и проверяет ее на подлинность. Затем с помощью технологии блокчейна ее делят на части (от 1000 до 3000 рублей за «кусочек»). Каждую часть выпускают в виде NFT-токена и выставляют на продажу.

Когда собрана вся сумма, шедевр выкупают из частной коллекции и размещают в публичном пространстве (музее), а у владельцев токенов остаются имущественные права на оригинальную часть шедевра.

— Провокационный вопрос: зачем в Санкт-Петербурге еще одно креативное пространство?

— «Третье место» расположено в историческом особняке середины XIX века. Раньше здание пустовало, а теперь это место притяжения. Мы не делали полный редизайн, а постарались максимально сохранить историческую ценность и идентичность особняка и двора.

Что касается концепции, то согласно теории социолога Рэя Ольденбурга, термин «третье место» означает уравнивающее пространство. Другими словами, важен не социальный статус, а личные качества человека. Мы разработали платформу для интересных и креативных людей, где каждый может проводить время: зайти на выставку, посидеть в кафе, сходить в книжный магазин, послушать лекцию.

— Какие мероприятия, прошедшие в «Третьем месте», вызывают у вас особую гордость?

— После открытия «Третьего места», в октябре 2020 года прошла первая ярмарка современного искусства «Third Place Art Fair». Сейчас здесь можно посетить театральные постановки, получать лекции об искусстве.

Отдельное место занимают выставки современного искусства. В «Третьем месте» были выставлены работы выпускников Академии Штиглица, скульптурной школы Екатерины Соколовской, посетители могли увидеть технологичные объекты Recycle Group, ставшие дополнением выставки New Nature в ЦВЗ «Манеж», граффити Евгении Вороновой, работу стрит-арт художника Mikhail Ballone, инсталляцию объединения YOUR MUM’S KNIGHT и световую инсталляцию Алины Глазун «Страшновато». Также на территории прошел аукцион YABA и персональный проект Хаима Сокола совместно с галереей Anna Nova.

В 2021 году начала работать платформа «Third Place NFT». Первый проект на ее базе — запуск премиальной коллекции шедевров мирового искусства «The Greatest Works Of Art». Первая работа, часть которой можно было купить, был «Двойной портрет Жанны Бодо» (1896 год) Пьера Огюста Ренуара. Картину разделили на 1 125 уникальных NFT-токенов. Все части были выставлены на продажу на сайте платформы.

Идея, делить оригиналы шедевров на фракции и продавать каждую из них, позволяет коллекционерам и ценителям искусства стать реальными владельцами ценнейших экспонатов, а инвесторам дает возможность распоряжаться ими на вторичных рынках.

Но самая главная задача, которую мы ставим этим проектом, — возвращение на Россию объектов искусства. В начале XX века многие произведения были вывезены из страны и проданы. Глобальная цель «Третьего места» — вернуть их обратно, в том числе с помощью коллективного владения.

То есть платформа представляет собой не просто креативное пространство. Она налаживает связь между искусством, технологиями, общественностью и инвесторами, и кардинально меняет их роли и возможности.

СЛОВАРЬ:

  • Поп-ап маркет – «всплывающий» магазин или временная точка присутствия бренда.
  • Токенизация – процесс преобразования ценных бумаг, драгоценных металлов, недвижимости, товаров и других активов в цифровые токены, которые могут быть куплены, проданы и обменены.
  • NFT-токен – разновидность цифровой валюты (криптовалюты), которая носит коллекционный характер.
  • NFT-маркетплейс – это универсальная платформа для размещения, покупки и продажи NFT.
  • Редевелопмент – процесс, в рамках которого происходит преобразование старых промышленных территорий в новые жилые кварталы, отличающиеся высоким уровнем развития инфраструктуры.