Сегодня в Петербурге в «Экспофоруме» начал свою работу второй саммит «Россия – Африка», а также Экономический и гуманитарный форум, посвященный нашим общим интересам.

В гости к нам должны приехать лидеры десятков государств Африканского континента. Это – второй саммит такого рода, ибо первый прошел еще в октябре 2019-го. Конечно, западные державы настроены против этих контактов, но прервать их полностью не в силах.

Историк «Петербургского Листка» Яков Евглевский кратко вспоминает о перипетиях российско-африканских связей – и политических, и экономических, и культурных.

Россия – в отличие, скажем, от Англии и Франции – никогда не имела колоний или зависимых территорий ни в одной из частей Африки и даже не стремилась к этому. Африканские народы знают данную особенность наших отношений и благодарны русскому народу за его гуманность и великодушие.

Не случайно в недавней статье президента РФ Владимира Путина «Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего», написанной в преддверии саммита, дана четкая характеристика взаимных отношений.

«Партнерские связи нашей страны с Африкой, — указывает президент, — имеют прочные, глубокие корни и во все времена отличались стабильностью, доверием и доброжелательностью. Мы последовательно поддерживали африканские народы в их борьбе за освобождение от колониального гнета, оказывали содействие в становлении государственности, укреплении суверенитета и обороноспособности. Многое было сделано для создания устойчивых основ национальных экономик».

Да, в России – ни в царской, ни в советской, ни в республиканско-демократической – не бытовала расистская доктрина британского джингоизма, не пели о «бремени белого человека».

Первые контакты с африканцами стали налаживаться еще с конца XVIII века — прежде всего, с Марокко, Египтом и Тунисом ради противостояния Османской империи. Гораздо позднее, уже в 1898 году, Россия поддержала близкую по религии Эфиопию (Абиссинию), на которую напали итальянские колонизаторы, так, впрочем, и не преуспевшие тогда в захвате этой далекой страны под началом ее повелителя Менелика II. Русские также сочувствовали голландородственным бурам-африканерам в их борьбе с англичанами на пике Англо-бурской войны 1899-1902 годов.

Сам император Николай II признавался своей сестре великой княгине Ксении Александровне, что с удовольствием примкнул бы к бурам. До этого, правда, не дошло. А Трансвааль (чья территория входит сейчас в состав ЮАР) была, к восторгу британского ура-патриотического поэта Редьярда Киплинга, разгромлена английской армией.

Под красным знаменем

После Октябрьской революции отношения России с подневольной Африкой почти не развивались. Однако в 1935-1937 годах Советский Союз открыто сочувствовал эфиопскому (абиссинскому) народу, на который напали итало-фашисты под водительством Бенито Муссолини.

Вплоть до начала 1941-го они правили этой страной. В 1943-м Москва установила официальные контакты с Египтом и тою же Эфиопией. Но с особой силой сотрудничество с Африкой развернулось уже после Второй мировой войны, когда в Африке и Азии закипела антиколониальная борьба против английских, французских, бельгийских, португальских и голландских поработителей. СССР постарался взять этот процесс под свою «опеку». В частности, в 1960-м мы инициировали принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. 1960-й вошел в историю как год Африки: свободу обрели сразу 17 государств.

В условиях «холодной войны» СССР помогал своим африканским союзникам — например, Египту на пике Суэцкого кризиса в 1956-1957 годах. Сверх того, оказывалось военно-техническое, материальное и дипломатическое содействие национально-освободительным движениям, выступавшим против расистских режимов вроде ЮАР и Южной Родезии (ныне — Зимбабве). Помощь производилась как на двустороннем, так и на широком международном уровне. В 1973-м Генассамблея ООН проголосовал за предложенную СССР («на паях» с Гвинеей) Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказания за него.

Наиболее плодотворно развивались наши отношения со странами Северной Африки — в первую очередь, с Египтом, Ливией, Алжиром, Марокко и Тунисом. В районах южнее Сахары советскими приоритетами были страны, избравшие так называемую социалистическую модель развития, или некапиталистический путь, — Танзания, Гвинея, Республика Конго, Мали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Мадагаскар, а также государства, придерживавшиеся нейтралитета во внешней политике (Нигерия и Замбия).

За четверть столетия, с 1960-го по 1984, торговый оборот СССР с африканскими странами увеличился в 13 раз — с 270 миллионов до 3,5 миллиарда рублей. При этом две трети торгового оборота приходилось на Северную Африку. Всего СССР заключил соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве с 37 странами Африки. На их основе наши специалисты участвовали в создании около 600 предприятий и других хозяйственных объектов. При содействии СССР были подготовлены около 500 тысяч специалистов и квалифицированных рабочих.

В области военно-технического сотрудничества Советский Союз выделял дружественным африканским государствам кредит на закупку вооружений, причем в некоторых странах работали советские военные специалисты. По разным оценкам, на Советский Союз приходилось до 40 процентов оружейных поставок в Африку. К началу 1990-х годов доля советских танков в армиях африканских стран составляла 70 процентов, самолетов — 40 процентов, вертолетов — 35.

В эпоху демократии

После краха коммунизма, распада Советского Союза и переориентации левых африканских режимов на сотрудничество со США и странами Европы российско-африканские связи почти не развивались. Однако в этот период были нормализованы отношения с ЮАР. В июне 1992-го президент этой страны Фредерик де Клерк посетил Россию. Визит проходил в условиях постепенного отказа ЮАР от режима апартеида и выхода государства из международной изоляции. Настоящий же всплеск двусторонних контактов с африканскими странами пришелся на конец 1990-х. В 1997-м в Москву приезжал президент Египта Хосни Мубарак, которого приняли президент РФ Борис Ельцин и премьер-министр Виктор Черномырдин. Затем РФ посетили главы Намибии, Анголы и ЮАР, а в 2001 году, уже при президенте Владимире Путине, — лидеры Нигерии, Алжира, Эфиопии, Гвинеи и Габона.

Особую динамику дипломатические контакты обрели после визитов Владимира Путина в Египет, Алжир, Марокко и Ливию. После этого регулярными стали обоюдные визиты членов правительств, парламентских делегаций, представителей госкорпораций и частных компаний. В 2006 году Владимир Путин посетил с официальным визитом ЮАР, где провел в Кейптауне переговоры с президентом Табо Мбеки. Это был первый в истории визит главы российского государства в регионы Африки южнее Сахары. Впоследствии Владимир Путин приезжал в ЮАР в 2013 году.

А четырьмя годами раньше турне по четырем странам Африки — Египту, Анголе, Нигерии и Намибии — совершил Дмитрий Медведев. Позднее в Египте вновь побывал Владимир Путин. Политическое сотрудничество вышло на новый уровень после турне министра иностранных дел Сергея Лаврова по пяти странам Африки (в марте 2018-го) и нового визита Владимира Путина в ЮАР летом 2018 года.

23-24 октября 2019 года в Сочи состоялись саммит и экономический форум Россия-Африка. В этих мероприятиях участвовали лидеры всех 54 стран Черного континента, причем 43 были представлены на высшем уровне. Прислали своих представителей и восемь крупных африканских интеграционных объединений и организаций вроде Африканского союза и Экономического сообщества стран Западной Африки. По ходу встреч были подписаны 92 соглашения на общую сумму, превышающую 1 триллион рублей. Был также одобрен меморандум о взаимопонимании между правительством РФ и Африканским союзом об основах взаимоотношений и сотрудничества. В совместной декларации всех участников были закреплены цели и задачи дальнейшего взаимодействия в самых разных сферах. Стороны определили новый диалоговый механизм — Форум партнерства Россия-Африка, высшим органом которого стал саммит, проводимый раз в три года. На полях первого саммита Владимир Путин провел двусторонние встречи с лидерами 16 африканских государств. Помимо этого, в июле 2022 Сергей Лавров совершил поездку по четырем странам Африки, посетив Египет, Конго, Уганду и Эфиопию.

Экономический бум

Во второй половине 1990-х годов началось резкое оживление торгово-экономических отношений — в частности, в сфере инвестиций и налогообложения. Россия списала задолженность африканских стран по советским кредитам на сумму свыше 20 миллиардов долларов. В число выгодообретателей попали Ангола, Эфиопия, Алжир и Ливия. В итоге торговый оборот РФ с Африкой вырос с 1 миллиарда долларов в 1995-м до 6,7 миллиарда долларов в 2007-м. В некоторых африканских государствах начали работу наши государственные и частные компании.

Так, «Алроса» развернула свою деятельность в Анголе и Зимбабве, «Лукойл» — в Нигерии, Гане, Камеруне, Египте, Конго, «Газпром» — в Алжире, Нигерии, Ливии, Намибии, «Росатом» — в ЮАР, Египте, Замбии, Руанде, «Роснефть» — в Мозамбике, Зимбабве, Алжире. В 2006 году в Анголе появилось отделение Внешторгбанка РФ — «ВТБ Африка», ставшее первой финансовой структурой с участием российского капитала на континенте. Правда, к настоящему времени некоторые компании вышли из своих проектов. Крупной совместной акцией должно стать создание Российской промышленной зоны в Египте близ средиземноморского города Порт-Саид. Договоренность об этом достигли президент Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси. Планируется, что проект на площади в 2000 гектаров будет осуществлен в три этапа в течение 30 лет и станет площадкой для производства товаров и услуг как для Египта, так и для других африканских стран.

В 2009 году при Торгово-промышленной палате РФ открылся Координационный комитет по экономическому сотрудничеству России со странами Африки к югу от Сахары (с 2020 года его стали назвать «Африком» — координационным комитетом по экономическому сотрудничеству со странами Африки). Он должен оказать ощутимую пользу внешнеэкономической деятельности российского бизнеса. Кроме того, заработала Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА). Общий объем нашего товарооборота с Африкой увеличился в 2021 году на 22 процента по сравнению с 2020 годом и достиг 17,7 миллиарда долларов (то есть 2,3 процента всего внешнеторгового оборота России). Основные объемы торговли традиционно пришлись на Египет и Алжир, а также Марокко, ЮАР и Сенегал. Среди других важных торговых партнеров России пребывают Нигерия, Тунис, Уганда, Кот-д’Ивуар и Кения. В структуре нашего импорта преобладают продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, марганцевые концентраты, минеральные продукты и текстиль. В структуре экспорта — злаки, продовольствие, вооружения и военная техника, нефтепродукты, транспортные средства и оборудование, черные металлы.

В ратной сфере

По данным стокгольмского Института исследования проблем мира, на текущий момент Россия является крупнейшим поставщиком оружия в Африку, что свидетельствует о наших огромных промышленных возможностях. В течение 2017-2021 годов на Россию приходилось 44 процента континентального рынка вооружений. Около 60 процентов нашей военной продукции поставлялась в Алжир, а за ним шли Египет, Ангола, Судан, Уганда и Эфиопия. Это позволяет данным странам укреплять свои армии. По оценке АО «Рособоронэкспорт», только за 2021 год сумма новых контрактов, подписанных со странами, которые находятся на юге Африки, достигла 2,5 миллиарда евро.

Образование и гуманитария

Как сообщает МИД России, число обучающихся у нас африканских студентов увеличилось с 9 тысяч в 2008 году до 27 тысяч в 2021-м. В основном эти юноши и девушки являются выходцами из Замбии, Анголы, Египта, Конго и Нигерии. В области научного взаимодействия активнее всего развиваются контакты с профильными организациями Египта и ЮАР. В 2019-м министерство образования и науки РФ развернуло пилотный проект научно-образовательного сотрудничества с Угандой и другими странами Восточной Африки. В восьми государствах — Египте, Замбии, Марокко, Республике Конго, Танзании, Тунисе, Эфиопии и ЮАР — действуют российские центры науки и культуры, активно изучается русский язык.

На фоне незаконных западных санкций Россия усиленно помогает странам Африки в рамках международных структур — таких, например, как Программа развития ООН и Всемирная продовольственная программа. В 2010-2018 годах мы выделили странам Африки в общей сложности 270 миллионов долларов. Во время эпидемии ковида Россия предоставила медицинскую помощь в виде вакцин, препаратов, средств индивидуальной защиты, а также организацией командировок квалифицированных специалистов почти в два десятка африканских государств.

Словом, задел создан, а впереди — еще более широкие и монументальные перспективы.


Фото: ТАСС