А затем — не бояться какой бы то ни было правды

Даже в самой крупной организации начальник может оказаться дураком. Или подлецом. Так бывает. И тогда свое слово для восстановления истины, для защиты правды и свободы должны сказать простые служащие, обычные люди.

В России судят девочку, которая совершила глупость. Судят открыто, масштабно, в назидание. Дабы неповадно было. Другим. Этим. Но сколько ни говори спецхалва, во рту остается всё так же гадко. В стране вой. На существующую действительность больно и стыдно смотреть. Но сейчас не про это.

Светлана Викторовна Друговейко-Должанская. Честная женщина, квалифицированный преподаватель, профессионал-филолог и Учитель в лучшем понимании, которое вложили в нас братья Стругацкие, уволена из СПбГУ. Хронология событий уже известна всему интернету.

29 сентября 2023 года на университетской комиссии по этике, где из 12-ти появившихся в итоговом документе подписей, присутствовали владельцы всего лишь пяти, Светлану Викторовну обвинили в нанесении урона репутации СПбГУ, недопустимом сарказме высказываний в адрес преподавателей СПбГУ и, в итоге, в нарушении морально-этических норм вуза.

2 октября петербуржцы запустили сайт с открытым письмом в ее защиту, где удалось собрать больше 3 500 подписей. Среди них есть имена известных людей и коллег-филологов, вплоть до нескольких членов-корреспондентов РАН. Но гораздо больше радует, что письмо подписали: машинист поезда, полярник, разные депутаты. Особенно трогательно, что многие подписавшие аттестовали себя как «студент С. В. Друговейко-Должанской» и даже «родственница / супруг / мама студента /выпускницы С. В. Друговейко-Должанской». Поражает и то, что среди подписантов есть «студенты А. Н. Гришаниной и О. Д. Сафоновой», то есть ее оппонентов.

Затем руководство университета подписало приказ об увольнении Светланы Викторовны с 13 октября. Для дополнительного обоснования увольнения в ход пошли стандартные приемы давления, такие как требование объяснительной в якобы пропущенных занятиях. 

Казалось бы, подобные меры руководство вуза применяло и раньше. Достаточно вспомнить дело об увольнении профессора СПбГУ Евгения Курашова (декабрь 2016 года) или отстранение доцента исторического факультета Михаила Белоусова (май 2023 года). Таких случаев было несколько, и это говорит о том, что в вузе действуют по принципу «нет человека — нет проблемы». И ведь нельзя их за это осуждать. Почему? Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, а учредителем МГУ и СПбГУ от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации.

Но тогда за что же можно осуждать руководство СПбГУ? Например, за то, что против одного из лучших в России филологов (Светлана Викторовна Друговейко-Должанская), в качестве специалистов в деле Саши Скочиленко, обвиняемой в «фейках об армии», были выставлены политолог (Ольга Диомидовна Сафонова) и журналист-психолог (Анастасия Николаевна Гришанина). В итоге результатом этой, с позволения сказать, схватки стал полный разгром псевдоэкспертов от филологии.

Светлана Викторовна провела альтернативную лингвистическую экспертизу и исследовала листовки на предмет дискредитации вооруженных сил РФ и ложных утверждений о ней. А, изучив лингвистическую экспертизу, на которой строится обвинение, Светлана Друговейко-Должанская раскритиковала ее за ангажированность, ненаучность и «школьные ошибки».

Теперь властям оскандалившегося вуза не позавидуешь. Во-первых, «пригрели на груди змею», которая проработала в университете больше 40 лет, да еще и является родоначальницей и автором магистерской программы «Филологические основы редактирования и критики» — одного из популярнейших филологических направлений в вузе. Учредители СПбГУ такой промашке ректората явно не обрадуются.

Во-вторых, сколь бы ни были мизерны старания интеллигенции и российской филологической элиты, но сбор подписей в защиту продолжается. Теперь в открытом письме появилось требование восстановить Светлану Друговейко-Должанскую в ее должности в СПбГУ. И этот пожар так просто не потушить. 2023 год на исходе. Чиновники собирают позитив перед переизбранием президента и губернаторов. В Петербурге чиновникам объявили низкий старт перед избирательными кампаниями. В 2024 году — выборы. Возможно, Александр Дмитриевич Беглов может набрать несколько очков перед своими горожанами, вмешавшись в скандальную историю и восстановив в правах петербургскую героиню.

В-третьих, Светлана Викторовна будет добиваться правды и для себя самой: «Разумеется, я буду оспаривать свое увольнение в судебном порядке. Ни секунды не сомневаюсь в безуспешности этих попыток, но предпринимать их буду непременно. Спасибо всем за сочувствие и поддержку!»

В-четвертых, кричать на празднике первого сентября «СПбГУ — лучший вуз страны» — это одно. А вот отвечать перед магистрантами 1-го и 2-го курсов за новую брешь в расписании — совсем другое. Да, кто-то поступил на программу бесплатно для себя, но это не значит, что СПбГУ не получил деньги. За бюджетников заплатил город. Теперь многие учащиеся высказываются в категоричном ключе, что поступали именно к Светлане Викторовне Друговейко-Должанской. Да, заменить преподавателя можно, обойтись без десятка умнейших и талантливейших друзей и коллег Светланы Викторовны из мира книжного издательства, которые теперь в СПбГУ «ни ногой», можно тоже. Но держать марку становится всё сложнее. Вуз уже получил несколько нелицеприятных прозвищ, из которых «чебуречная» самое беззлобное. И причина не в увольнении и не в затянувшемся суде, а в качестве образовательного процесса в СПбГУ.

Будем следить за развитием событий.