С 1 мая в Петербурге начался усиленный контроль за арендаторами электросамокатов. «Петербургский Листок» выяснил, стоит ли ожидать полного запрета аренды электросамокатов в Петербурге? Почему местные жители и депутаты выступают за запрет.

21 апреля в общественном пространстве «Фабрика» прошел сбор подписей за проведение референдума о полном запрете аренды электросамокатов в городе. Необходимые 300 подписей для обращения в Горизбирком были собраны. Там должны будут изучить документы и направить в Законодательное Собрание на рассмотрение.

Всего мероприятие посетило 352 человека, организатором выступил местный активист Ярослав Костров. На данный момент инициативу поддержали двое депутатов ЗакСобрания: Надежда Тихонова, глава регионального отделения «Справедливая Россия – За правду» и депутат от КПРФ Дмитрий Дмитриев. Тихонова посетила «Фабрику» и помогла составить необходимые документы.

В комментарии для телеканала «78» Тихонова рассказала, что считает запрет необходимым из-за отсутствия в городе инфраструктуры, позволяющей безопасно пользоваться электросамокатами. Депутат также отметила, что к электросамокатам в Петербурге часто прибегают из-за неразвитой сети метро. Дмитриев пообещал выдвинуть предложение о референдуме в парламенте.

В этом году в городе ожидается увеличение количества самокатов на 10 тысяч – в общей сложности их станет 47 тысяч. Власти города по-прежнему против запрета аренды электросамокатов, выступая за создание дополнительных нормативов, регулирующих движение.

В апреле этого года депутаты ЗакСобрания приступили к работе над законопроектом, обязывающие сервисы аренды открывать юрлица в регионах, где они работают. По словам председателя ЗаксСобрания Александр Бельского, налоговые доходы пойдут на создание инфраструктуры, которая позволит безопасно пользоваться электросамокатами. 

Петербург стал не первым городом, столкнувшимся с проблемой небезопасной эксплуатации электросамокатов. В прошлом году в Париже 89% жителей проголосовало за запрет аренды электросамокатов. Жители были недовольны захламлением тротуара и небезопасным вождением, приводящим к травмам и гибели пешеходов. Введенные ограничения скорости мэрией, создание специальных парковок ситуацию не исправили. Сейчас в столице Франции можно пользоваться личным электросамокатом и арендованными электровелосипедами.

У россиян похожие претензии: небезопасное вождение, хаотичная парковка. В марте 2023 года вступили в силу поправки МВД, регулирующие скорость средств индивидуальной мобильности (СИМ).

В городе максимальная разрешенная скорость для такого типа транспорта – 25 км/ч, на дворовых территориях – 20 км/ч. В парках и местах большого скопления людей – 5-15 км/ч. Также запретили совместное использование самоката, за нарушение предусмотрен штраф 800 рублей.

В разговоре с изданием «Афиша Daily» урбанист Аркадий Гершман отмечает, что россияне используют электросамокаты в качестве более удобной альтернативы общественному транспорту. По его мнению, если запретить электросамокаты, то люди начнут массово пересаживаться на авто: проблема с пробками станет острее и больше места будет отдано под парковки. «То есть лучше от этого никому не станет», — подводит итог Гершман.

Схожего мнения придерживается и директор департамента транспорта Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. В комментарии для «Афиши Daily» он рассказывает, что в России электросамокат стал полноценным городским транспортом. Жанайдаров ссылается на исследование Whoosh (одного из крупнейших сервисов аренды электросамокатов в России – прим. ред.), согласно которому в Москве в 85% случаев электросамокатами пользуются для целенаправленных поездок, длительностью не более 20 минут.

С учетом менее развитого общественного транспорта в Петербурге есть основания предполагать, что здесь горожане пользуются ими для подобных целей еще чаще.

Активист Ярослав Костров считает, что расширение списка запрещенных мест для катания и создание чат-бота для жалоб только повысит спрос на электросамокаты. По мнению Кострова из введения запрета на совместное использование самокатов компании извлекут только выгоду: арендовать будут не один самокат, а два.

С приходом весны сервисы аренды возобновили работу. Менее чем за два месяца в городе произошло несколько десятков ДТП с участием водителей самокатов.

На Малой Митрофаньевской улице, 1 апреля, неизвестным была сбита девушка. Врачи диагностировали черепно-мозговую травму, множественные ушибы и кровоподтеки на ногах.

2 апреля, на Ленинском проспекте, получила несколько переломов костей правой стопы женщина. На ее ногу наехал самокат, управляемый двумя девушками.

На улице Беринга, 19 апреля, 52-летняя женщина ехала на электросамокате и сбила пятилетнего ребенка. В результате он получил черепно-мозговую травму и перелом затылочной кости. С места происшествия женщина скрылась. Найти ее и задержать смогли с помощью камер видеонаблюдения. В отношении нее возбудили уголовное дело по статье о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Правила пользования электросамокатами во многих странах мира регулируются законами. В Великобритании для аренды электросамоката нужно быть старше 18 лет (как и в России – прим. ред.), иметь водительские права и просмотреть обучающий курс.

В Японии у электросамоката должен быть индивидуальный номер, который регистрируется в полиции, зеркала заднего вида и поворотники. Пользователям необходимо получать специальные водительские права и платить транспортный налог.

В США правила меняются в зависимости от штата: например, в Калифорнии запрещены к использованию самокаты, развивающие скорость больше 20 км/ч, а в Индиане водитель должен иметь водительские права. В канадском Торонто, Индонезии и китайском Шанхае электросамокаты полностью запрещены.

Как разрешится транспортный кризис в Петербурге, пока не ясно. Есть все основания предполагать, что власти не пойдут на полный запрет аренды электросамокатов.