Спецколонка композитора, философа, музыкального критика Семена Кривенко-Адамова.


Существует известный миф, что у закаленного стекла есть «особые точки», ударив по которым можно легко его разбить. На самом деле в результате ранних, казалось бы, незначительных ударов в стекле образуются микротрещины, которые не разбивают стекло сразу, но разрушают его постепенно без видимых внешних причин. Затем стекло рассыпается неожиданно, при этом создается впечатление, что у него изначально, будто из ниоткуда были «особые слабые точки».

Теперь перенесем аналогию со стеклом на современные события культуры России. В поздний советский период, в 90-е и 00-е года, когда страна практически растеряла свой идеологический и культурный суверенитет.

В эти годы и шла проработка микротрещин, которые в час икс можно будет активировать и разрушить страну окончательно.

Если на советском телевидении зритель мог следить за творчеством народных и заслуженных артистов СССР, а также талантливых людей, соответствующих стандартам этики и нравственности общества, то после крушения Союза в ротации телепрограмм и радиостанций попали безымянные мальчишки и девчонки, поющие о «новых тенденциях» и веяниях.

Отсюда бум новых артистов и музыкальных групп. В России на смену принципу «сцена – талантам» пришел новый – «шоу-бизнес – для беспринципных».

Культурный пьедестал действительно превратился в шоу-бизнес, который разогревал конвейер артистов. Вследствие такой ситуации уже через какой-то десяток лет создалось целое кладбище «погасших звезд» и «артистов одной песни». Для тех, кто продолжал конкурентную борьбу в сфере шоу-бизнеса и рассматривал ее как основную деятельность – создавались социальные лифты, гарантировавшие медийную и финансовую устойчивость независимо от характера творчества. Этим и объясняется поведение народных артистов Баскова и Киркорова в клипе «Ibiza».

Как оказалось, с 2014 года наша страна не теряла времени и создавала инструменты, которые формировали иммунитет против массового влияния негативных факторов на население. Например, усиление контроля деятельности СМИ, внедрение закона о «суверенном интернете», поправки, которые обязывают блогеров с аудиторией более 3000 человек соблюдать нормы закона о СМИ и закон о «блокировке экстремистских сайтов».

Однако систему, которая формировалась десятилетиями, сложно исправить одномоментно. К сожалению, традиция, в которой для всех популярных СМИ составляется «Белый список персон» для тиражирования, сохранилась до сих пор.

Эфирное время далеко не безгранично и любой шум, и бесполезный сигнал потенциально забирают пространство у действительно стоящих новостей.

В России много талантов, деятельность которых нуждается в освещении. Но публикации об иногентах перекрывают кислород новым лицам, желающим сделать Россию сильнее и более суверенной культурно.

Пока общество не поймет, что те, кто освещает деятельность иноагентов и врагов России – финансируют их и работают на то, чтобы они вернулись обратно и продолжали осуществлять разрушающие микротрещины.

Сказанное не значит, что о них совсем не нужно писать, например, о том, что *Милохин приехал, чтобы выступить на корпоративе крупного банка за 3 млн. рублей, общество знать должно, чтобы подобного больше не повторилось и наказать виновных. Освещение одиозных лиц должно быть допустимо только в контексте безопасности государства.

СМИ создают впечатление, будто в нашей стране нет новых ярких талантов (видимо в России больше нет творчества, дотягивающего до уровня уехавших небожителей).

Это делается с целью зарезервирования хлебных мест и возвращения старых «идолов», которые, если вдруг Россия устоит, будут и дальше заниматься деградацией населения.

В нашей стране есть деятели культуры и искусства, чьи имена достойны внимания.

Решение

Необходимо создавать новые социальные лифты, например, ведущие СМИ могут рассказывать о новых лицах, путем создания на информационных ресурсах соответствующих разделов. В них рассказывать о лучших работах художников, поэтов, музыкантов. Публиковать интервью и интересные материалы.

Телеканалам и радиостанциям также не составит труда открыть новые форматы.

Российские социальные сети и иные ресурсы могли бы расширить программы поддержки отечественных авторов.

Сейчас, чтобы попасть в Федеральные СМИ творческому деятелю нужно осыпать красную площадь фиолетовым снегом.

Остается открытым вопрос: где та грань, по которой можно судить является ли артист или деятель культуры ценным для страны?

Определенно можно сказать, что эта грань не должна проходить по принципу уехал или остался, ведь еще достаточно много известных персон, замерших в позе хищника и ждущих своего времени.

Повторюсь, что система социальных лифтов складывалась в России десятилетиями. Ее нужно перестраивать в принципиально новой механике, где перспективы будут открываться тем, кто делает большой вклад в русскую культуру.