Ровно 85 лет назад, в 5 часов 30 минут, 10 июня 1939 года произошло событие, которые на долгие годы изменило облик города Пушкина – взрыв Екатерининского Собора. «Петербургский Листок» вспоминает события тех дней.

История собора печально напоминает судьбу храма Христа Спасителя в Москве, Александро-Невского собора в Царицыне (Волгограде) или Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

История

Идея о создании Царского Села с храмом в центре была утверждена еще в 1814 году, когда сам Александр Пушкин только учился в лицее. Однако приступить к реализации плана удалось спустя 21 год при Николае I. Архитектором был назначен Константин Тон (он же работал над храмом Христа Спасителя в Москве). Главным организатором строительства выступил генерал Яков Васильевич Захаржевский, захороненный в склепе собора.

24 ноября (6 декабря) 1840 года, произошло освящение построенного собора в честь Святой великомученицы Екатерины в присутствии самого Николая I и цесаревича Александра Николаевича (будущего Александра II). Кроме того, была обустроена территория вокруг собора: устроены 12 дорожек, высажены 200 тополей, привезенных из Голландии. Сам собор выполнили в русско-византийском стиле.

Таким Екатерининский Собор существовал до 1917 года, считаясь одним из красивейших образцов церковного зодчества середины XIX века.

Уничтожение

Как раньше христиане уничтожали святыни язычников, чтобы заменить их своими соборами, так и большевики избавлялись от «опиума для народа», ставя на места христианских церквей памятники вождям.

Почему спокойствие собора закончилось в 1917 году, если его взорвали в 1939? Дело в том, что революция стала отправной точкой. Люди увлеклись и заменили ею религию. Кроме того, именно в конце октября 1917 года Царское Село стало местом вооруженного противостояния между казачьими частями и отрядами большевиков.

В то время священником являлся протоиерей Иван (Иоанн) Кочуров. Именно он организовал крестный ход с молитвами в день обстрела Царского Села большевиками. На следующий день они вошли в Царского Село и арестовали священников.

О дальнейших событиях напишут во «Всероссийском церковно-общественном вестнике»:

«Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета рабочих и солдатских депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то «прикончить как собаку”. Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает «Дело народа», видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было».

После расправы над священниками наступила очередь храма.

В первый июньский день 1938 года президиум Пушкинского райсовета обратился в президиум Ленсовета с ходатайством о закрытии собора и его сносе «как не представляющего собой культурной ценности».

Ходатайство было полностью удовлетворено, и 11 июля собор закрыли, кровлю сняли, всю церковную утварь вывезли, а иконы уничтожили.

Входивший в комиссию по ликвидации храма искусствовед Анатолий Михайлович Кучумов писал:

«…Иконы кололи топорами и сваливали в кучу. Старухи плакали и выпрашивали их себе. Две иконы, таким образом, были спасены – икона Святого Великомученика Пантелеймона и Казанской Богоматери – они находятся сейчас в Гатчинском дворце… Расколотые иконы сжигали в подвале, в кочегарке собора. Фундамент собора так и остался после взрыва – крепка была постройка».

И вот 10 июня 1939 года Екатерининский собор взорвали. Примечательно, что руководивший подрывными работами инженер Эдуард Нильсен погибнет через два месяца. Его похоронят на Казанском кладбище Пушкина, а могилу обнесут художественной оградой взорванного им Екатерининского Собора.

После уничтожения храма в Пушкинском райсовете развернулись споры на счет бывшей территории собора. Большинство склонялось к тому, чтобы разбить на этом месте сквер, а в центре поставить памятник Пушкину.

Но только после войны, к концу 50-х годов, было окончательно решено благоустроить эту территорию под общественный сквер, а в его центре установить памятник. Но не Пушкину, а Ленину. Монумент установили прямо над тем местом, где раньше располагался алтарь собора.

Воскрешение

Сначала, как и с уничтожением, сначала «воскресили» Иоанна Кочурова, канонизировав его образ 4 декабря 1994 года как священномученика.

Примерно тогда же начались споры о том, что делать с памятником Ленина. В апреле 1995 года мэрия Петербурга приняла решение о демонтаже памятника Ленину в Пушкине, но этого не произошло.

Так бы все и осталось, если бы в ночь с 6 на 7 апреля 2004 года памятник Ленину не был сброшен с пьедестала неизвестными лицами. В результате падения он разбился и после на свое прежнее место не устанавливался.

Развернулась дискуссия о воссоздании собора.

В 2006 году, после проведения археологических раскопок фундамента КГИОП объявил, что восстановление храма возможно. В июле того же года был учрежден Благотворительный фонд «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе», а 7 декабря состоялась закладка храма.

В ноябре 2008 года тогдашний председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение о создании оргкомитета по подготовке празднования 300-летия основания Царского Села, в котором говорилось о восстановлении к этому сроку Екатерининского Собора.

В течение последовавших полутора лет собор был построен. Во время юбилейных торжеств, 27 июня 2010 года, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного собора. Завершением в воссоздании внешнего облика храма стало золочение его пяти куполов, завершенное в 2014 году.

В наши дни в храме сохранены святые мощи Иоанна Кочурова и Святой Екатерины. Также здесь проводятся экскурсии.

Но самое главное — сегодня Екатерининский собор вновь стал главной достопримечательностью Царского Села, как и полторы сотни лет назад.