Историк Яков Евглевский о том, как проходила мобилизация во время великой Отечественной войны. О мобилизации в 1904 и 1914 годах читайте по ссылкам.


Ранним утром 22 июня 1941 года гитлеровский вермахт, нарушив советско-германский пакт о ненападении, вторгся на русскую землю. Указом Президиума Верховного совета СССР, с 23 июня почти на всей нашей территории была объявлена всеобщая мобилизация.

Товарищу Сталину, в отличие от слабохарактерного императора Николая II, не требовалось согласовывать свои распоряжения ни с кем и ни на каком уровне.

Призывались военнообязанные 14 возрастов (1905-1918 годов рождения). Меры осуществлялись в 14 военных округах из тогдашних 17.

На протяжении недели (с 23 по 30 июня) повестки получили свыше 5,35 миллиона человек, включая 500 тысяч командиров запаса (старорежимное слово «офицер» вновь вошло в обиход только с 1943-го).

К 1 июля кадровый состав армии и флота, насчитывавший до войны 5,4 миллиона штыков, фактически удвоился.

Кампания проводилась в соответствии с мобпланом МП-41, и весь комплекс мер выполнен в срок, но не полностью. Трудности, например, возникали при переводе с городских и сельских предприятий на передовую машин, тракторов, обозов и лошадей. Мешала и низкая пропускная способность стальных магистралей – прежде всего, в приграничной (а, значит, и прифронтовой) полосе.

Однако предпринятых шагов оказалось мало. Сражения поглощали массу людей и техники. Поэтому уже в середине июля началось дополнительное формирование стрелковых и кавалерийских дивизий.

Помимо того, стала меняться схема пополнения войск: их преимущественно старались насыщать (когда было возможно и удобно) за счет местных резервов, что, разумеется, упрощало процедуру армейского набора. Спустя месяц после начала боевых действий мероприятия развернулись в неохваченных еще ими трех военных округах.

10 августа Государственный Комитет обороны распорядился приступить ко второй мобилизации. Она затронула молодых парней 1922-1923 годов рождения, оставшуюся часть более старших призывников, а также военнообязанных 1894-1905 годов, то есть, в значительной степени, ветеранов Первой мировой войны.

В строй теперь встали еще около 6,8 миллиона человек, хотя многие из них нуждались в повторном военном обучении.

Всего же с 23 июня по 1 декабря 1941-го в рядах РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) служили военнообязанные 24 возрастов – с 1895 по 1923 год рождения. Суммарная численность этих бойцов превысила 14 миллионов человек. Правда, и наши потери за тот же период составили более 3 миллионов ратников.

Однако русская армия времен Великой Отечественной войны, являвшейся сердцевиной второй мировой брани, сокрушила гитлеровскую Германию и водрузила знамя Победы над поверженным Берлином. И это — в противовес Русской императорской армии, сражавшейся в 1914-1917 годах, но погрязшей в революционных смутах и забывшей свой святой долг перед многострадальной Родиной.

И опыт всех трех, отделенных от нас десятилетиями, ратных мобилизаций – со всеми его плюсами и минусами – нужно в обязательном порядке учесть нам, сегодняшним, в нашей нынешней нелегкой жизни.