21 сентября нынешнего года Президент РФ Владимир Путин объявил о частичной мобилизации граждан в целях скорейшего и успешного окончания специальной военной операции на Украине.

Запланировано призвать около 300 тысяч человек из состава тех, кто ранее проходил службу в рядах Вооруженных сил, имеет военно-учетные специальности и необходимый ратный опыт. Численность разных призывных категорий (в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет) не должна превысить 1,1 процента от общего 25-миллионного контингента резервистов.

Напомним, что, согласно ст.59 Основного закона России, «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Недавний шаг высшего российского государственного руководства был, пожалуй, первым в наступившем XXI столетии. Ни боевые действия в Приднестровье, ни чеченские события, ни «принуждение к миру» Грузии, ни присоединение Крыма в 2014-м, ни помощь сирийскому правительству Башара Асада не вызвали потребности в масштабных мобилизационных мероприятиях. И только начатая в феврале спецоперация на Украине дала со временем толчок к осуществлению подобных далеко идущих действий.

В прошлом, XX веке Россия пережила три больших мобилизации: одну частичную (для локальной Русско-японской брани) в 1904-м и две общих (для мировых, антигерманских войн) в 1914 и 1941 годах.

Наблюдалась, конечно, надлежащая активность и в разгар послереволюционной гражданской усобицы. Особенно оживилась она весной 1919-го, вслед за VIII съездом РКП(б), взявшем курс на создание массовой Красной армии. В итоге, по данным газеты «Правда», под конец жесткого противостояния, завершившегося победой советской власти, Белая армия насчитывала 2 миллиона штыков, Красная армия — 5 миллионов, а всевозможными видами тыловых работ с обеих сторон были добровольно или принудительно охвачены до 10 миллионов обывателей. Но мы не станем анализировать ход внутриполитической борьбы, а коснемся лишь трех мобилизаций, связанных с защитой Отечества от иноземных захватчиков.

На грани своей стала Россия…

За два дня до японской агрессии против России, 24 января (6 февраля) 1904 года, император Николай II повелел начать частичную (или, как тогда выражались, частную) мобилизацию мужчин, проживавших к востоку от озера Байкал.

Собранных сил оказалось явно недостаточно: к моменту, когда загремели пушки и пошли ко дну первые корабли, вся русская «дружина» на Дальнем Востоке не превышала 100 тысяч человек, причем пятая часть их прикрывала твердыни Порт-Артура, а 50 тысяч бойцов были сосредоточены в Уссурийском крае. Кроме того, еще около 20 тысяч служилых стояли гарнизонами по обширной Маньчжурии.

По ходу призывов в армию частенько «зазывали» семейных мужчин 39-43 лет («бородачей»). Всего по России прошло шесть «частных» мобилизаций, а бородачей перестали забривать с пятого призыва.

В тогдашней России солдатский возраст начинался с 21 года, а запасными считались люди 35-40 лет.

Любопытно: на пике войны с резвыми островитянами 80-90 процентов военнослужащих некоторых дальневосточных дивизий составляли крестьяне от сохи, то есть в общем и целом малоподготовленный к битвам, хотя и физически выносливый «человеческий материал».

За неполных два года сражений (с января 1904-го по сентябрь 1905-го) Сибирь дала до 100 тысяч запасных нижних чинов, а с так называемыми ратниками государственного ополчения и новобранцами призванных оказалось до 230-240 тысяч человек.

В Сибири и на Дальнем Востоке мобилизация фактически носила всеобщий характер, тогда как из Европейской России к тихоокеанским рубежам первые корпуса двинулись — ни шатко, ни валко — на пятый месяц войны(!).

И только к исходу боевых действий (то есть к ранней осени 1905-го) Генштаб стал пополнять армию солдатами действительной службы. Большинство запасных отправлялись на передовую без всякого энтузиазма. Тяжелые неудачи, постигшие царскую Россию в Японской войне (несмотря на наше финальное преимущество — 1 миллион 365 тысяч штыков против 1 миллиона 200 тысяч подданных «божественного микадо»), показали, сколь бережно и осторожно надлежит подходить к комплектованию и оснащению армейских и флотских сил.

Продолжение следует…