Как прогрессивная интеллигенция выживала в эпоху «застоя»? Под каток репрессий попали и такие не связанные с «коллективом» знаменитости, как писатель Александр Солженицын и академик Андрей Сахаров. Историк Яков Евглевский продолжает исследование феномена борьбы с предателями в продолжении спецпроекта «Петербургского Листка».

Часть 1

Часть 2


Мятежный андеграунд

Идеологический кризис стал ярко обозначаться в 1970-х годах (особенно после чехословацких событий) и вылился в довольно мощную волну инакомыслия — так называемого диссидентского движения, в основе коего лежали как либеральные, так и националистические лозунги.

Националисты хотели вернуть православные ценности, воцерковить Россию, отречься от атеизма и в значительной мере восстановить дореволюционные устои, включая монархические принципы. К ним, в частности, относился знаменитый писатель Александр Солженицын.

Либералы, в чьи ряды входил прославленный физик-атомщик Андрей Сахаров, добивались гласности, широких гражданских свобод и требовали, чтоб власть исполняла хотя бы существующие советские законы.

Именно тезис о защите прав человека и стал главным в тогдашней повестке дня.

Власти ответили шквалом жестких репрессий. Тогда в 1969 году произошло невиданное — возникла либеральная ассоциация «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». Активисты расследовали профильные факты и хотели освободить политзаключенных и политических пациентов в спецбольницах. Соответствующие материалы отсылались в ООН и на международные гуманитарные конгрессы. Советское руководство «глушило» эти расследования с использованием органов государственной безопасности.

«Правозащитная деятельность, — анализирует Александра Щепкина, — неизменно сопровождалась реакцией со стороны государства, применявшего к диссидентам репрессии. Борьбу за идеологическое единообразие вел Комитет госбезопасности (КГБ). Однако он не мог грамотно выполнить работу идеологических структур и действовал грубо и топорно, твердыми карательными способами.

Исключения из вузов, увольнения с работы, арест и заключения в психиатрические больницы на принудительное лечение, закрытие правозащитных организаций, осуждение за антисоветскую агитацию и измену Родине, лишение гражданских прав и высылки из страны стали привычными методами борьбы с инакомыслием в СССР.

В целом силовикам удалось ликвидировать правозащитные организации, локализовать их представителей и «обезвредить» лидеров. Однако сложившаяся идеологическая ситуация в стране неотвратимо деградировала и разрушалась, устаревшие методы подавления инакомыслия не работали и не справлялись с деструкцией социалистической идеологии».

Как всегда, общая репрессивная политика рассыпалась на конкретные более мелкие карательные акции. В феврале 1966 года в Москве прошел судебный процесс по делу двух писателей — Андрея Синявского и Юлия Даниэля.

Их обвинили в сочинении и переправке за рубеж «антисоветских поделок»: Даниэля — в создании повестей «Говорит Москва» и «Искупление», а Синявского — в написании повестей «Суд идет» и «Любимов», а также статьи «Что такое социалистический реализм». После четырехдневного суда их приговорили: Даниэля к 5 годам лагерей, а Синявского — к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Все протесты интеллигенции — как советской, так и зарубежной — были отклонены. Примерно в то же время был лишен гражданства и выслан в Европу литератор Валерий Тарсис (автор романов «Комбинат наслаждений», «Рискованная жизнь Валентина Алмазова» и других «сомнительных» книг).

Отдельно следует сказать о создании в 1960-х годах в Ленинграде и других городах настоящей подпольной антиправительственной организации — Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа в СССР (ВСХСОН). Еще в 1950-х начался процесс постепенного умирания официальной марксистско-ленинской доктрины, в основном после того, как на ХХ съезде КПСС был развенчан культ личности Сталина. Часть гуманитарной интеллигенции обратилась к дореволюционным взглядам, пытаясь, разумеется, приноровить их к новым условиям. Началось в том числе и возрождение национально-православных традиций. Кое-кто захотел придать этому некую законченную форму. Так в 1964 году у нас в Ленинграде группа университетских студентов сформировала ВСХСОН.

Возглавили ее востоковеды — Игорь Огурцов (руководитель) и Михаил Садо (ассириец по национальности, «начальник личного состава»), а литературовед Евгений Вагин стал «начальником идеологического отдела». Юристу Борису Оверичкину досталось хранение «материалов».

Помимо Ленинграда, центры ВСХСОНа располагались в Москве, Петрозаводске, Шауляе, Томске, Иркутске и иных городах. Идеологией его стало социал-христианство («третий путь — не коммунизм и не капитализм»).

Члены структуры хотели восстановить «здоровое равновесие между личностью, обществом и государством». В идеологическом плане они были близки к Белому движению и мыслили учредить в России три обычных ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а, сверх того, высший нравственный орган — Верховный Собор. Данная модель должна была стать переходным этапом от советского строя к российской империи. О монархии пока не помышляли, полагая, что народ психологически не готов к ней, но надо-де вводить жесткий государственный уклад.

Всхсоновцы не чурались и разговоров о вооруженном захвате власти, хотя вряд ли планировали это на практике. Продолжалась сия активность около трех лет. Брутальный донос положил конец сим революционно-консервативным поискам. В феврале 1967-го (в год 50-летия советской власти) вся группа («партия», как члены ВСХСОНа именовали ее) была арестована, а «завсегдатаи» получили внушительные сроки, которые, в основном, отбывали в поселке Явасе Мордовской АССР. Первая серьезная попытка противостоять режиму в организованной форме потерпела крах.

Под каток репрессий попали и такие не связанные с «коллективом» знаменитости, как писатель Александр Солженицын и академик Андрей Сахаров.

Солженицыну, испытавшему сильнейшее православно-патриотическое влияние, власти не могли простить связей с зарубежьем и написания антисоветских романов — «Раковый корпус», «В круге первом», «Красное колесо» и — особенно! — «Архипелаг ГУЛАГ».

В феврале 1974-го писателя на самолете выслали в ФРГ, а затем туда выехала семья. Жили в Швейцарии, а позднее в американском Вермонте. В мае 1994-го, с подачи Бориса Ельцина, Солженицын вернулся в Россию. 3 августа 2008-го он скончался на 90-м году жизни и похоронен в некрополе московского Донского монастыря.

Не меньшие треволнения пережил и создатель советской водородной бомбы академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Постепенно он отошел от военно-исследовательской деятельности и занялся борьбой за гражданские свободы, став участником Комитета прав человека. Это привело власти в ярость.

Сразу после введения советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, Андрея Сахарова и его жену Елену Боннэр выслали из Москвы в город Горький. Им было запрещено выходить и выезжать за пределы города, встречаться с иностранцами и «преступными элементами», а самому Сахарову полагалось регулярно регистрироваться в местном управлении МВД, хотя в отношении Боннэр эти запреты не были слишком строгими.


Подруга Елены Боннэр Бэла Коваль так описывала квартиру Сахаровых в Горьком: «Елена Георгиевна выбрала ткань и сшила занавески на окна, приобрела кухонную утварь. Купила пеленки бумажные, чтобы затыкать окна, так как в щели дуло. Из первой поездки в Москву она вернулась с пишущей машинкой и села за перепечатку трудов Сахарова. Квартира приличная, непривычно большая, чистая. Елена Георгиевна успела вложить в нее душу.

Она сказала: «Где мы — там и наш дом». Поначалу с соседями супруги здоровались и даже заводили беседы, но это все быстро прекратилось, так как сотрудники КГБ провели с жителями дома разъяснительные беседы.

Горький в то время был голодным городом, как, впрочем, и остальные города Советского Союза, за исключением, быть может, Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик. Ходил даже такой анекдот: Академик Сахаров закончил очередную голодовку, а жители Горького все еще продолжают ее. Елена Георгиевна говорит, что за время ссылки она ни разу не видела мяса в свободной продаже.

Вот чем блистали торговые витрины. Магазин продуктовый: всегда есть сахар, очень плохой чай, соль, какое-нибудь печенье, рис, растительное масло, несколько видов конфет, манная крупа, иногда другая крупа, макароны, но гречки не было за шесть лет ни разу. Сливочного масла нет, маргарин есть, иногда бывает сыр, почти всегда яйца.

Стоит отметить, что за время ссылки Сахаров и его жена неоднократно устраивали голодовки».

23 декабря 1986 года (уже по решению Михаила Горбачева) Сахаров после семилетней ссылки был возвращен из Горького в Москву. Умер он в возрасте 68 лет 1989 года и был похоронен на столичном Востряковском кладбище.

Так обстояло дело с правами человека в застойном Советском Союзе. При двух «краткосрочных» генсеках, наследовавших Леониду Брежневу, — Юрии Андропове и Константине Черненко, — ситуация не изменилась, хотя при Андропове обозначились попытки реформировать народное хозяйство. Страна шла к масштабным и глубоким переменам.

Продолжение следует…

Содержание:

Часть 1 — Начало XX века

Часть 2 — Императорские запреты

Часть 3 — Раннесоветский период

Часть 4 — Политические запреты. История ВЧК

Часть 5 – В лучах раннего тоталитаризма (на стыке 1920-1930-х)

Часть 6 — В лучах раннего тоталитаризма (на стыке 1920-1930-х). Дело «Промпартии»

Часть 7 — Тридцатые годы — большой террор, его ход и рычаги

Часть 8 — Тридцатые годы — большой террор, его ход и рычаги, «ежовщина».

Часть 9 – 1940-е. С кем боролась советская власть перед началом ВОВ.

Часть 10 — Великая Отечественная война (Начало)

Часть 11 – Как действовали спецлагеря, и кто такие власовцы?

Часть 12 — Послевоенный железный занавес, начало «холодной войны», первые «иноагенты»…

Часть 13 – Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

Часть 14 – Борьба с космополитизмом

Часть 15 — «Ленинградское дело»

Часть 16 – Смерть Сталина

Часть 17 – Оттепель. Начало

Часть 18 – Оттепель. Конец

Часть 20 – Начало «застоя»

Часть 21 — Политический «застой»